«Я ЖДУ ТЕБЯ, ЛЮБИМЫЙ…»: ПРО АБЬЮЗ И СОЗАВИСИМОСТЬ НА СЦЕНЕ МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА

Источник Ревизор.ру от 29 мая 2022 года

Текст – Наталья ОРЕХОВА

26 и 27 мая в Молодёжном театре на Фонтанке состоялась премьера моноспектакля по пьесе Дарио Фо и Франки Раме "Я жду тебя, любимый!". Уникальность проекта в том, что зрители смогли обсудить увиденное совместно с психологами в формате паблик-ток.

Подобный опыт - в каком-то смысле эксперимент для театра, а потому реакция зрителя была особенно интересна.

Первые минуты спектакля героиня молчит. Зритель получает возможность понаблюдать за ней в простых бытовых ституациях. Начинается обычный день. Можно предположить, что подобных ещё много в её повседневной жизни.

Позже в своем монологе она еще не раз подчеркнет: "Я – обычная женщина!"

Движения Марии (так зовут главную героиню) достаточно неторопливы. Её спина согнута, плечи опущены, словно на них лежит непомерный груз, который становится всё тяжелее нести. Поначалу даже кажется, что это одинокая женщина. Но впоследствии мы узнаём, что формально она не одинока, потому что есть у неё и муж, и дети, и даже парализованный деверь.

Но, как позднее не раз признает сама Мария: "Но разве с ними поговоришь!"

Так что, героиня действительно одинока, но речь идёт про так называемое "одиночество вдвоём".

Единственные звуки, которые мы слышим в начале– это итальянские диалоги из  включённого в доме радиоприемника, который работает достаточно громко. Действие разворачивается в одной из итальянских семей.

Мария старается погромче включить музыку, словно это помогает забить собственные мысли, а голоса по радио нужны для того, чтобы казалось, что в этом большом доме она не одна. Основную информацию о героине и её образе жизни мы получаем, наблюдая за окружающей обстановкой.  Большое внимание в спектакле уделено декорациям и реквизиту. Собственно, благодаря им и создано пространство дома Марии. Такое значение отведено декорациям не просто так. Ведь дом – это главное место действия той личной драмы, которая вот-вот развернется на наших глазах. С одной стороны, дом – это её гордость, а с другой стороны – это и её золотая клетка.

Несмотря на то, что мы смотрим моноспектакль, зритель ощущает присутствие других людей. Этот эффект достигается благодаря звукам. Так, например, парализованный деверь Марии, находящийся за дверью соседней комнаты, даёт знать о своём присутствии, нажимая пищалку. В комнате напротив раздаётся детский плач. Периодически звенит телефон, на который отвечает Мария. Собственно, большую часть информации о ней мы узнаем именно из телефонных разговоров, да и, кажется, что героиня сама начинает что-то понимать или осознавать о себе именно в процессе такой беседы с другими. В принципе музыкально-звуковое сопровождение несёт серьезную смысловую нагрузку, и передает настроение героини, помогает раскрыть её внутренний мир.

Поворотным событием, благодаря которому начинает развиваться действие и раскрываться конфликт, становится появление некой сеньоры,  которая совершенно случайно становится соседкой Марии.

Именно ей наша героиня и начинает рассказывать по телефону не только о внешне благополучной стороне жизни, но и обо всех её подводных камнях. Именно через этот разговор Мария, кажется, подходит к тому, чтобы , наконец, признаться самой себе, в том, что происходит в её жизни.

-Сеньора, я такая счастливая! Мой муж так меня любит! - поначалу рассказывает Мария.

Ведь, как выясняется, кроме мужа и двоих детей у неё есть и посудомоечная машина, и кухонный камбайн, и блендер и хорошая стиральная машина, и даже целых четыре шубы! Правда, не понятно, зачем ей столько шуб в Неаполе! К тому же, если приходится сидеть дома взаперти и подвергаться  тотальному контролю со стороны собственного мужа.

Кажется, разговор с сеньорой становится глотком свежего воздуха в жизни Марии. Наконец появился человек, с которым можно поговорить!

-Да, у меня есть муж, но разве с ним поговоришь? Да, у меня есть дети. Двое. Но разве с ними поговоришь? – признается соседке Мария.

Уже с этого момента зритель начинает понимать, что в жизни героини все явно не так радужно, как она сама пытается это представить, причем не только перед другими, но и, что особенно важно,  перед самой собой.

Актриса Нина Лоленко, исполняющая главную роль, раскрывает образ Марии с разных сторон. Ей удается передать самый разнообразный спектр явных и подавляемых эмоций, желаний и страхов героини, красочно раскрыть внутриличностный конфликт, показать самообман, которому предаётся Мария. 
Она предстаёт перед нами и как робкая, подавляемая жертва мужа-абьюзера, и как чувственная пылкая женщина, и как ответственная мать. За 2 часа перед зрителем проносится целая палитра человеческих эмоций, чувств и противоречий. 

Особую роль в раскрытии образа героини и обстоятельств её жизни играет освещение. Так, когда перед нами предстает тайная сторона её жизни и любовной связи с юношей-студентом, свет становится холодным, приглушенным, напоминающим лунный. Всё это, в сочетании с пронзительной музыкой и песней в исполнении Адриано Челентано, позволяет создать романтический настрой, подчеркнуть запретный, роковой характер этих отношений, этой внезапно вспыхнувшей страсти.

Может ли Мария вырваться из этого порочного круга и полностью изменить свою жизнь, рискнуть и бросив всё отправиться навстречу любви?

-Я жду тебя, любимый! – пылко говорит она, собираясь уехать в Америку со студентом.

Но потом раздается детский плач и она вспоминает все то, что уже говорила соседке. У неё ведь и муж, и деверь, дом, и четыре шубы… Так ли просто полностью повернуть жизнь, пусть хотя бы и ту, в которой столь мало настоящей радости?

В моноспектакле поднимается тема созависимости и абьюза в семейных отношениях. Но, помимо этого, здесь можно увидеть ещё много психологических моментов, которым и уделили внимание в процессе паблик-ток. В обсуждении приняли участие психологи консультационного психологического центра по вопросам зависимостей и деструктивных отношений Lighthouse Дарина Илянина и Вадим Петров. 

В процессе группового сеанса театрально-психологической терапии подняли самые разнообразные вопросы: нарушения границ, любви к себе, личной ответственности, личного и выбора, и его последствий. Совместно с психологами зрители обсудили увиденную историю, и поразмышляли над возможными путями выхода из назревшего кризиса в личной жизни главной героини. Многих история натолкнула на вопросы, с которыми люди сталкивались в собственной жизни. Неудивительно, что обсуждение постепенно вышло за рамки сюжета спектакля и перешло на вопросы о личных отношениях и семейной жизни.

Интересно то, что в зале присутствовали не только женщины, как это часто бывает при обсуждении подобных тем, но и мужчины. Это показывает, что психология отношений и семьи всегда актуальны, потому что это то, с чем сталкивается в своей жизни каждый.

Театральное искусство само по себе терапевтично, а в сочетании с психологическим обсуждением, эта его возможность усиливается многократно. Так что, можно с уверенностью сказать, что эксперимент Молодёжного театра на Фонтанке удался!