Там, где живет Театр

За Московским проспектом шумная Фонтанка вспоминает речную сущность – приобретает размах и медленность течения. Строгий вид ерика, закованного в гранит набережных, вновь начинает разбавляться зелёными пятнами садов. Стоит перешагнуть границу Измайловского сада, в мгновение ока отрешаешься от городской суеты. Здесь всегда поют птицы, шумят ветви старых деревьев, улыбается чему-то «Петербургский ангел». На этой территории над человеком раскрывается невидимый зонтик безопасности и покоя. В этом заколдованном месте нет ничего кроме тишины и театра...

Дотеатральная эпоха

С 1720 г. этим участком на берегу Фонтанки владел Александр Румянцев, отец великого полководца Петра Румянцева. После его смерти в 1749 г. усадьба с регулярным парком стала переходить из рук в руки. С 1789 г. по настоянию Академии наук часть Измайловской рощи отдали под нужды «ботанического двора» переехавшего сюда с Васильевского острова. Но в 1812 г. на этом месте вновь стали распродавать участки, на которых ещё оставались редкие растения. Мода на регулярные парки сменилась модой на пейзажные, которым была свойственна свободная планировка английского стиля...

С 1835 г. территория нынешнего сада принадлежала семье купцов Тарасовых, крупных домовладельцев. Нынешний Державинский переулок – бывший Тарасов проезд. Вышедший из мастеровых низов Степан Тарасов строил при Петре Первом корабли. Его сын Фёдор устраивал праздничные иллюминации, сын Николай до 1862 г. владел именным «Паркетным заведением» (помогал ему брат Иван). Сын Семён был «столярных, паркетных и позолотных дел мастер двора Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини Елены Павловны». Тарасовы богатели, укладывая паркетные полы в Михайловском дворце, а особую прибыль получили от подрядов по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. До сих пор на 1-й Красноармейской улице стоят принадлежавший им доходный дом №3-5 (архитектор Иван Гальберг, 1843 г.), позднее перестроенные дома №7-9, а на набережной Фонтанки – личный особняк Тарасовых (д.116), созданный в 1849 г. по проекту архитектора Гаральда Боссе. Принадлежал Тарасовым и не сохранившийся в Измайловском саду дом, имевший тот же номер, что и основное здание Молодёжного театра – №114.

К концу XIX века особняком на Фонтанке и садом владели внуки Николая Тарасова – братья Николай и Сергей: первый был инженером путей сообщения, в расцвете своей карьеры ̶ председателем Петербургского городского кредитного общества, а другой, бывший офицер – товарищем Санкт-Петербургского городского головы. Будучи людьми деловыми, они сдали Измайловский сад в аренду «под устройство ресторации и прочих увеселительных заведений по усмотрению владельца»…

Жизнь в лёгком жанре

В 1898 г. арендатором стал Петр Тумпаков, домовладелец, миллионер, крупнейший антрепренёр. Историки свидетельствуют, что «в 1901 году предприимчивый ярославец Тумпаков, некогда бывший половым в чайной, <…> сломал все постройки, за исключением раковины для оркестра, построил театр с партером под крышей».

Архитектор Пётр Резвый при постройке театра использовал купленные Тумпаковым в 1899 г. шуховские фермы – уникальные конструкции, созданные инженером Владимиром Шуховым для российского павильона на Всемирной торговой выставке в Париже. Новый театральный зал был рассчитан на 1200 мест. Напротив здания театра установили железный павильон, отделанный зеркалами и декоративными панно. После пристройки к нему каменно-железной сцены сооружение превратили в ресторан, в саду построили беседку и деревянный киоск в виде древнерусских теремков, а при входе на территорию разбили огромный цветник. Здесь работали ресторан-варьете, танго-кабаре, кафе-концерт, открытые эстрады. После открытия театра (28 апреля 1901 г. была дана оперетта Штрауса «Ночь в Венеции») над верандой появился флюгер с датой «1901», а сад получил новое название – «Буфф». В репертуаре театра были русская комическая опера, оперетта, феерия, балет и дивертисмент. На сцене блистали лучшие артисты европейских и американских театров-варьете. Под руководством режиссёра оперетты Александра Брянского в театре работали многие известные актёры: Екатерина Зброжек-Пашковская, Наталья Тамара, Михаил Вавич, Варвара Панина, Анастасия Вяльцева, Алексей Феона, Михаил Ростовцев, Николай Монахов, позже ставший здесь главным режиссёром... После открытия Тумпаковым в 1904 г. на Панаевской набережной театра «Зимний Буфф», театр и сад на Фонтанке стали именоваться «Летний Буфф». В 1911 г. сменился владелец сада, но увеселительная деятельность в нем была сохранена даже после революции, и на сцене здесь выступали Екатерина Корчагина-Александровская, Борис Горин-Горяинов, Григорий Ярон, Исаак Дунаевский, Леонид Утёсов, Любовь Орлова.

Большие перемены

Первая реконструкция здания летнего театра произошла перед войной – в 1938 г. Но проект архитектора Кирилла Иогансена сохранил фронтоны и фрагменты декоративной отделки: сдвоенные классические колонны и пилястры с декором в виде театральных масок.

С началом войны на территории Измайловского сада началась совсем другая жизнь: здесь разместили один из призывных пунктов, установили зенитную батарею, разбили блокадный огород. Но ещё в июле 1943 г. сад открыли для работы цирковых и эстрадных представлений. В 1949 г. в обиход вернулось название «Измайловский сад», а театр стали называть «Летним театром Измайловского сада». В 1951–1955 гг. при входе установили новую металлическую ограду с кассовыми каменными павильонами. Здание бывшего ресторана напротив театра в 1962–1964 гг. переделали под искусственный каток, действовавший до конца 70-х.

В 1979 г. в бывшем здании катка/ресторана приступил к репетициям только что созданный Ленинградский Молодёжный театр, который возглавил Владимир Малыщицкий. 18 января 1980 г. спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера был открыт первый сезон. После вынужденного ухода Малыщицкого, неугодного партийной номенклатуре, с поста главного режиссёра в 1983 г. театр возглавил Ефим Падве, а в ноябре 1989 г. руководителем стал Семён Спивак, вместе с которым в труппу влились новые артисты «Молодого театра». Старое название получило адресное уточнение – Молодёжный театр на Фонтанке.

Новая жизнь Измайловского сада

Репертуар Молодёжного театра на Фонтанке стремительно расширялся, увеличивалось количество его поклонников: небольшой зал бывшего катка не вмещал всех желающих попать на спектакли Семёна Спивака. На просьбу театра о строительстве нового помещения власти города отреагировали в 2006 г., когда началась разработка проекта реконструкции заброшенного Летнего театра и благоустройства Измайловского сада. Главным архитектором проекта стал Александр Миронов, которому удалось не только сохранить два крыла исторического сооружения, но и придать зданию в целом узнаваемые индивидуальные черты.

С открытием в 2009 г. современного, оснащённого по последнему слову театральной техники Дома, Молодёжный театр стал единым культурным пространством, включающим в себя две сцены, позволяющие максимально реализовать любые творческие идеи, и «зелёное фойе». А уникальное сочетание архитектуры и ландшафта Измайловского сада делают этот заповедный уголок Петербурга невероятно притягательным. Окончательным утверждением genium loci стало размещение в 2012 г. в саду скульптуры «Петербургский ангел» художника Романа Шустрова, ныне отображенной на логотипе Молодёжного театра на Фонтанке.