Источник – журнал «Петербургский театрал», сентябрь 2021
Текст – Сергей Полянский
«Кабала святош/Мольер» - культовая пьеса Михаила Булгакова о трагических
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ХУДОЖНИКА И ВЛАСТИ, НАПИСАННАЯ НАКАНУНЕ БОЛЬШОГО ТЕРРОРА И ЗАПРЕЩЕННАЯ В 1936 ГОДУ САМИМ СТАЛИНЫМ. ЭТОТ ТЕКСТ БУЛГАКОВА НЕЧАСТО ПОЯВЛЯЕТСЯ В ТЕАТРАХ. Еще РЕЖЕ СПЕКТАКЛИ ПО ЭТОЙ ПЬЕСЕ СТАНОВЯТСЯ СОБЫТИЯМИ. В ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ СЦЕНЫ ТОЛЬКО ОДНА ВЕРСИЯ СТАЛА ЛЕГЕНДАРНОЙ - спектакль Сергея Юрского и Олега Басилашвили с музыкой Олега Каравайчука в БДТ, гениально оформленный художником Эдуардом Кочергиным. Новый спектакль Семена Спивака звучит остро и современно, несмотря на то, что сделано в традиционной для режиссера манере.
Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак любит драматургию Булгакова. Пьесы автора «Мастера и Маргариты» появляются на сцене Мо- лодёжки с завидной регулярностью. Впервые Спивак обратился к Булгакову в замечательной постановке «Дни Турбиных», диалог с автором продолжился в спектакле «Дон Кихот», и вот теперь новое обращение - премьера «Кабала святош/Мольер».
В контексте сегодняшней жизни эта история снова актуальна. И как бы ни старались режиссер и художник сделать свой спектакль вневременным, стилистически текст и коллизии сюжета «Кабалы святош» возвращают нас в современную реальность, в которой любой может превратиться в иноагента и из любимчика власть предержащих впасть в опалу и даже оказаться на скамье подсудимых. Но театр Спивака никогда не стремился к публицистичности и политике. И «Кабала святош/Мольер» при неизбежных ассоциациях с сегодняшней жизнью остается спектаклем о человеке, который не может изменить своему божественному предназначению, даже, возможно, внутренне желая этого.
Явленное перед зрителями на сцене закулисье театра - ряд гримировальных столиков, перед которыми артисты готовятся к выходу на сцену, оборачивается закулисьем жизни. Не о внешнем успехе Мольера, не о блеске Франции времен короля-солнце Людовика XIV, а о драме человека и большого художника этот спектакль. Мольер в исполнении Сергея Барковского - артист как нельзя лучше подходит на эту роль - предстает человеком, который всеми силами хочет быть в ладу с государством, рад заискивать и прогибаться, явно готов быть одним из них. Он не сильно отличается от своих будущих гонителей - самодур и деспот в своем театре, безжалостный к артистам своей труппы. Но все же разница есть. И большая. Мольер - великий артист, и талант гения, приблизивший его к королю, - у великого правителя должны быть и великие шуты - сыграет с ним злую шутку. Для искусства, в чьей власти душа художника-Мольера, нет запретных тем, а в государстве они есть. Неслучайно художник Степан Зограбян создает внутри своей сценографии два разительно отличающихся друг от друга непересекающихся мира: на авансцене - мир театра, теплый, домашний, с подробным бытом актеров, свечами и париками и мир государства, где властвует король, мир абстрактный, насквозь символический и условный, сценографически созданный художником в эстетике, напоминающей спектакли Боба Уилсона.
Чем более авторитарным становится общество, тем больше в нем табу. Мольер сочиняет и показывает «Тартюфа» - замахивается на святое, выводит на сцену ханжу в церковной рясе, оскорбляя на королевской сцене высшую церковную власть. Такие вещи не прощаются.
Сергей Барковский виртуозно ведет тему своего героя. Его Мольер до поры до времени не вызывает никакой симпатии - довольно мерзкий, самовлюбленный и сладострастный старик. Костюм Пульчинеллы с подчеркнуто толстым пузом, красным «птичьим» носом усиливает это впечатление. И доводит образ комедиографа почти до карикатуры, когда, сбежав со сцены Пале-Рояля за кулисы, Барковский-Мольер в этом костюме начинает флиртовать с молоденькой Армандой Бежар (Анастасия Тюнина).
Но до поры до времени высшая власть благоволит к нему. Король Людовик в этом спектакле правит своим королевством в перерывах между партиями в теннис. В отличие от Мольера, обитающего на авансцене в темном мире закули- сья, он, как и полагается монарху, обитает на вершине, на вершине символической лестницы. Его мир и костюм чист и стерилен - бел как снег. И Мольер, поднимаясь на прием к королю, так же облачается в излюбленный королем белый. Андрей Шимко делает своего Людовика современным человеком без отсылок к исторической фигуре. Он хочет быть над схваткой, на дистанции со всеми, как небожитель. Актер делает его манеру общения отстраненной, движения по-спортивному пружинящими, но сдержанными. Поначалу он почти безэмоционален. Кажется, что-то живое в нем проглядывает лишь тогда, когда он устремляется играть или собирается пообедать.
Шимко блестяще показывает классического политика, готового не задумываясь пожертвовать даже близким другом, когда этого требует политическая ситуация, хотя, впрочем, Мольера он воспринимает больше как любимую живую игрушку.
Третьей важной силой в этой игре стал Архиепископ в точном и профессиональном исполнении Романа Нечаева. Он - интриган и, как и должно, серый кардинал. Он появляется в обычном черном костюме, напоминая жирную черную муху на фоне белоснежного «сахарного» пространства покоев короля. Архиепископ города Парижа лишь однажды облачится в церковный наряд - на исповеди Мадлены Бежар, когда та сообщает ему страшную тайну, о ней не знал даже сам Мольер - возлюбленная комедианта, на которой комедиограф собрался жениться, - его дочь. Дело о кровосмешении, вскрывшееся в результате предательства Мольера любимым учеником Муарроном (Сергей Яценюк), и признания на исповеди его прежней возлюбленной решают исход противостояния Мольера и церковной власти. Мольер разительно изменился, ушла вся спесь, раздражительность, сиюминутность - проступило подлинное в этой личности. И вот здесь Сергей Барковский с особым проникновением играет судьбу многих гениев, имевших романы с властью. Его осунувшийся, потерявший форму Мольер с потухшим взглядом в этот момент чем-то напоминает поздние фотографии Мейерхольда, накануне ареста утратившего прежде всегда присущий ему блеск и театральность образа. Барковский пронзительно играет финальные сцены, в которых Мольер встречается после всего произошедшего со своими артистами и сцену прощения Муаррона. Да, его Мольер раздавлен. Однако именно в этот момент в спектакле Семена Спивака с особой силой проявляется, видимо, одна из самых важных идей этой постановки - тема театра, тема искусства. Ars longa, vita brevis, как говорили древние, - жизнь коротка, искусство - вечно. Именно эта тема, формально не названная, торжествующим крещендо прозвучит в финале спектакля.