ВЕРЯ В МОЛОДОСТЬ

Источник – журнал «Петербургский театрал», декабрь 2021 года

Текст – Елена ЧУКИНА

 

18 января 2022 года Молодежному театру на Фонтанке исполняется 42 года – самый подходящий возраст, чтобы оценить настоящее и посмотреть в будущее. А какое может быть будущее без нового зрителя?.. Сегодня все театры стремятся идти в ногу со временем, заинтересовать молодую аудиторию своими спектаклями. У Молодежного театра в этом направлении работают сразу несколько программ.

 

День рождения театр отметит «по-молодежному». В этот день будут подведены итоги конкурса рецензий «Верю! Молодые о Молодежном». В текущем сезоне этот конкурс проходит впервые. Он адресован в первую очередь выпускникам школ и учащимся колледжей и вузов. Начиная с сентября, в течение нескольких месяцев все желающие могли прийти на спектакли театра по своему выбору и прислать на конкурс свой отзыв о просмотренной постановке. Прием рецензий осуществляется до 15 декабря, а затем поступит на суд профессионального жюри, в составе которого театроведы, журналисты и педагоги из Петербурга и Москвы: Наталья Бржозовская (Молодежный театр), Ирина Бойкова (РГИСИ), Сергей Коробков (РГГУ), Юлия Коняева (СПбГУ), Мария Черных (Университет им. А.И. Герцена). Победители получат денежный приз, а также несколько специальных призов, в том числе от Комитета по культуре, газеты «Петербургский дневник» и портала «Kudago». Лучшие работы будут опубликованы в СМИ, а один из награжденных получит шанс на стажировку в редакции!

На конкурс поступило более ста заявок, половина заинтересовавшихся – школьники. Спектр их интересов очень широкий – кто-то любит легкую комедию (как «Школа налогоплательщиков»), кто-то увлечен интеллектуальной драмой (как «Жаворонок»), кто-то уже успел пересмотреть весь репертуар театра, а кто-то собирается прийти впервые и нуждается в совете.

 Немало такой заинтересованности молодежи театром способствовала  программа Министерства культуры «Пушкинская карта», запущенная осенью 2021 года. Многие театры уже сейчас замечают, что в залах стало больше молодых лиц! Для участия в программе «Пушкинская карта» были одобрены все спектакли Молодежного театра. Так что для держателей карты в  рамках конкурса «Верю!» театр предусмотрел несколько дополнительных номинаций. И конечно, дополнительных наград. Ну а когда завершится это соревнование, почти сразу стартует другое, ставшее уже традиционным. Весной театр вновь проведет конкурс для молодых театральных фотографов «Театр в объективе».

Название «Молодые о Молодежном», строго говоря, можно было бы отнести не только к общению с новым зрителем. О Молодежном рассказывают со сцены и молодые артисты театра - о Молодежном театре  и о молодежных проблемах, разговаривая языком классиков со своими ровесниками и современниками и сохраняя театр живым и понятным для юного поколения.

Для поклонников театра не секрет, что в труппе занято большое число выпускников мастерской художественного руководителя театра Семена Спивака в РГИСИ. Сейчас при театре обучается уже пятый набор «спиваков»! Особенность такого обучения в том, что буквально с первого курса ребята имеют возможность выходить на профессиональную сцену и перенимать опыт у мастеров, изучать эстетику театра. Пятым «спивакам» повезло, пожалуй, больше других – в первый же год обучения они попали в премьеру театра «Кабала святош/Мольер»!

На сцене театра до сих пор идут спектакли, бывшие некогда выпускными для всех предыдущих курсов Спивака. Это «Крики из Одессы», «Жестокие игры», «Метро», «Идиот.2012», «Игра в Шекспира. Гамлет», «Обыкновенные чудики». Как заметил сам Спивак, каждый курс  имел свой «характер», отличался от предыдущего. Одни были деловые, другие – лирические и мягкие, третьи – активные и смелые.  И каждый курс в силу своего образа по-своему читал классическую и современную литературу, по-своему «говорил» со сверстниками в зрительном зале. Так и сложилось – каждый на сцене и в зале находил своего артиста и зрителя. Выпуск молодых артистов, постоянное «обновление крови» театра ребятами, разделяющими и продолжающими его эстетику, и в то же время знающими, что беспокоит их поколение и умеющими об этом сказать со сцены, - важнейшая работа с молодежью, которая постоянно питает дух театра.