В ОЖИДАНИИ ЖЕНИТЬБЫ

Источник – «Петербургский театрал», июнь-июль-август 2022 года, №4

Текст –Юлия САЛЬНИКОВА

Молодежный театр на Фонтанке и режиссер Александр Кладько явили Петербургу оригинальный взгляд на гоголевскую «Женитьбу». В спектакле #Женитьба_net четко читаются озабоченность авторов современным тотальным инфантилизмом, сверхпогруженностью в виртуальную реальность и «рукотворным» одиночеством человека XXI века.

 

Классический сюжет известен всем. Иван Кузьмич Подколесин решил жениться. Уж седой волос пробивается, званием не обижен, надворный советник, считай, полковник. А все один. Поторопиться бы, а то, как ядовито замечает сваха, еще чуть-чуть и для супружеского дела не сгодится Иван Кузьмич. Жениться охота, но боязно. Так бы и остался он холостяком, но вмешался друг Кочкарев...

Спектакль в режиссуре Александра Кладько прост идеей и затейлив решением. Понимая, что все концептуально новое для совершенно невероятного события, по определению Гоголя, за 200 лет уже изобрели, режиссер выстраивает вокруг героев современную нам пространственно-предметную среду. Подколесини его невеста Агафья Купердягина ловко управляются с гаджетами и приложениями по поиску партнеров, мочат не прошедших кастинг кандидатов в виртуальном сортире, блогерствуют на тему «свободаvsбрак», командуют умной колонкой «Степан». Как хороши соцсети для коммуникации! Хотя стоит героям оказаться рядом – и начинает теплиться искра отношений. Сидят себе рядком и беседуют ладком, путем переписки в мобильниках. Но пламя не возгорится, да и раздувать его лень. Нет любви. Есть расчет, обстоятельства, порыв. Дуэт Андрея Шимко и Юлии Шубаревой безупречно органичен и ярок, видны живые люди и характеры, отлично решены их образы – Агаша-тян и усталый менеджер.

27-летняя Агафья в XIX веке – перестарок, а по нашим меркам – детка. Подколесин, соответственно, – старик и молодящийся плейбой. Очень удобно: не надо принимать серьезных решений, можно тусить вечно. Но защита личного пространства оборачивается одиночеством и инфантильностью. Месседж ясен: «Вернуть людям души,  сожранные вещами» (см. творчество бр. Стругацких).

Самый живой персонаж – сваха. НЛП и маркетинг ей не указ: она все про людей знает. Так заговорит клиента, что тот согласится на любое предложение. Но товар тонкий, деликатный, человеческий фактор опять же… Не видать Фекле комиссионных. Регина Щукина великолепна: фейерверк эмоций, деталей, интонаций. А наряды! О визуальных решениях позаботились художник-постановщик Александр Якунин и художник по свету Денис Дьяченко. Стильные луки героев: винтаж для соло свахи, похожий на Остапа Бендера Кочкарев (колоритная роль Александра Черкашина), Дуняшка-гот (живописная Евгения Лыкова), пыльная тетка Арина (з.а. России Екатерина Дронова/Ольга Феофанова). Да и что ни жених, то поэма: пестрый как попугай Анучкин (н.а. России Валерий Кухарешин и Александр Кузнецов наслаждаются сатирой образа), обсыпанный перхотью Яичница (блестящая, подробная работа Константина Воробьева), облезлый отставной моряк Жевакин (Евгением Клубовым и з.а. России Петром Журавлевым «маленький человек» сыгран точно и трогательно). Проекционные технологии логичны для замысла спектакля: мгновенно пустая сцена превращается в залу Купердягиных, стильный кабинет Подколесина, мелькают лица потенциальных невест, приложение формирует облик идеального жениха и по залу проносится вздох восхищения: работа  видеорежиссера Валентина Суханова впечатляет.

Все ждут женитьбы. Тихо звенит люстра, замирает в подвенечных джинсах Агаша, крадется к окну Подколесин. Пора взрослеть, ребята. А то вымрем, как динозавры.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо