ТАЛАНТ КАК ЧАСТЬ ИСТОРИИ ТЕАТРА

Источник – журнал «Театрал» №1 (март 2021 года)

Текст – Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ

Для заслуженной артистки РФ Наталии Дмитриевой 2021 год отмечен круглой датой: уже сорок лет актриса верна Молодежному театру на Фонтанке.

Профессиональный арсенал Наталии Дмитриевой, ученицы Розы Сироты и Владислава Андрушкевича, давно закрепил за ней славу универсальной артистки. Природная красота, великолепная пластика, неординарные вокальные данные, отсутствие рамок амплуа позволили актрисе пополнить личную «копилочку» ролями самых разных героинь.

В Молодежном театре времен Владимира Малыщицкого это были Рылеева в спектакле «Сто братьев Бестужевых» по повести Б. Голлера, Мать в  «Отпуске по ранению» В. Кондратьева, Айман-Ана  в «И дольше века длится день» Ч. Айтматова.

С приходом в театр режиссера Ефима Падве Дмитриева играла Лялю в его спектакле «Пять углов» С. Коковкина, Кассиршу – в «Краже» по В. Астафьеву, Опекуншу – в «Мастерской глупостей» М. Туханина и Г. Селегея.

Эпоха Семена Спивака, более 30 лет, возглавляющего театр, подарила ей роли в спектаклях по Брехту и Аную, Мисиме и Лорке, в отечественной классике. Под крышей Молодежного театра довелось Дмитриевой работать и с  Всеволодом Тумановым – над спектаклем «Фантазии Фарятьева». Сильные сценические образы, созданные актрисой, неоднократно попадали в поле зрения всевозможных театральных премий, включая Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Обладает Наталия Владимировна и педагогическим даром: ее имя с благодарностью вспоминают многие  выпускники лицея искусств «Санкт-Петербург», на театральном отделении которого Наталия Владимировна отработала немало лет.

Деятельная натура актрисы неднократно заставляла ее пробовать силы в качестве драматурга и режиссера. Еще в 90-е годы в Молодёжном театре, а затем в театре «Приют комедианта» шёл моноспектакль «Кармен, которую вы знаете», в котором Дмитриева выступала как исполнительница, режиссер и автор композиции. На сцене «Театра Дождей» в 2016 году прошел поставленный ею спектакль в жанре документальной фантазии «Вне рамок». Его основой стала подготовленная Дмитриевой композиция по личным письмам, стихам и прозе Марины Цветаевой. А через год в Московском драматическом театре п/р Армена Джигарханяна состоялась премьера «Девочка на шаре»: спектакль был поставлен Наталией Владимировной в содружестве с Сергеем Виноградовым по повести Эфраима Севела «Зуб мудрости».

Останавливаться на достигнутом? Никогда. Еще одна ипостась моей героини – литература. Плоды литературного таланта Дмитриевой последние годы все чаще становится общественным достоянием. Так, несмотря на то, что 75-летие артистки пришлось на период пандемической самоизоляции, 28 июня было ознаменовано в соцсетях Молодежного театра на Фонтанке премьерой виртуальной постановки «Лебедь» по пьесе именинницы. Воплощение в жизнь трагикомического проекта, жанр которого был определен как «па-де-де на фоне текста», осуществила дочь актрисы, режиссер Полина Неведомская и две стажерки труппы Молодежного театра – Дарья и Мария Вершинины. Чуть позже, в середине лета 2020 года, увидел свет печатный сборник «Свое недосказать», в который вошли пьеса «Лебедь» и другие  драматургические и стихотворные произведения Наталии Дмитриевой. А еще в 2020 году актриса успела принять участие в подготовке и выпуске премьеры вечера-импровизации «Это было недавно», в котором на сцене Молодежного театра с успехом исполнила романсы «Я помню вальса звук прелестный» и «Повремени» из давних постановок театра «Звучала музыка в саду» и «Своя семья, или Замужняя невеста».

Но не лучше ли предоставить слово тем, кто бок о бок работает с актрисой многие годы? Говорит актриса Молодежного театра на Фонтанке Екатерина Унтилова: «Я знаю Наташу почти 30 лет, и все это время она вызывает у меня глубокое уважение и безграничное восхищение своим трудолюбием и невероятной творческой энергией. Она всегда работает, занимается профессией, которой посвящает жизнь. Мы не раз встречались с ней на сцене как партнеры: Наташу характеризуют четкость и отзывчивость, без которых не случается партнерства. Наши «общие» спектакли – «Три сестры», «Дом Бернарды Альбы». В спектакле Андрея Андреева «Без вины виноватые» мы вместе играем ключевую сцену, от которой зависит не только развитие сюжета, но и восприятие спектакля зрителями. И ни разу, задавая эту ноту, Наташа не сфальшивила, не сыграла вполсилы… И еще: Наташа очень красива и относится к той редкой категории женщин, у которых нет возраста – она прекрасна всегда».

Семен Спивак, художественный руководитель театра, где четыре десятилетия служит Дмитриева, так отзывается о ней: «С Наталией Дмитриевой мне довелось еще до Молодежного работать  в театре имени Ленинского комсомола, ныне Балтдоме. Она всегда честна перед собой, и этим я объясняю ее умение в момент тогда принять решениме об уходе из театра… Потом появился театр имени Ленсовета, а в 1981-м, вскоре после основания, она пришла в Молодежный. Но ей не идет словосочетание «старейшая артистка». Она и сейчас – наделенная женственностью красавица. Кажется, в старину о таких говорили «неописуемая красота»… В ее артистическую «тему» входят понятия «время», «любовь», «родные люди». Она талантлива, чувствительна. Ее участие в жизни театра и его людей абсолютно искренне. Она известна: ей повезло сняться в нескольких культовых фильмах – «Бумбараш», «Уходя – уходи», «Двадцать дней без войны». Но никуда не торопясь, она благородно проживает свою творческую и человеческую жизнь.  Плоды этой жизни прекрасны: от дочери, замечательного режиссера Полины Неведомской до каждого, даже небольшого стихотворения, созданного Наташей. Иногда она делится ими со мной в Воцапе, и я с благодарностью принимаю эти дары нашей дружбы».