СЕМЕН СПИВАК: «КАСАТКУ» ЗРИТЕЛЬ «ЗАЦЕНИЛ»

 

Источник – Театрал от 27 марта 2023 года

Беседовал Владимир ЖЕЛТОВ

В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ НА ФОНТАНКЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «КАСАТКА. НОВЫЙ ПОЛЕТ»

Вообще-то премьера «Касатки» – в постановке Семёна Спивака – состоялась в далеком 1999-м, 20 февраля. В том же году этот спектакль возглавил рейтинг петербургских драматических премьер; очень скоро он стал одним из лидеров зрительских симпатий. Более двух десятилетий шла «Касатка» – при постоянных аншлагах. Зрители пересматривали спектакль не по одному разу. В Молодежном театре появилась традиция – каждый новый сезон открывать именно этим спектаклем. «Касатке» аплодировали в Москве, Магнитогорске, Тольятти, Тамбове, Ростове-на-Дону, Киеве, Париже, Берлине, Марселе, Милане…
 
1 декабря 2021 года спектакль-легенда был сыгран в последний, 395-й раз. «Касатка» покинула сцену «Молодежки», казалось, навсегда. Нет! 8 марта 2023 года она отправилась в новый полет – возобновленный спектакль так и называется «Касатка. Новый полет».

Касаткой называют кафешантанную певицу Марью Семеновну Косареву. Почему? Толстой не дает ответа на этот вопрос. Вероятно, потому что ласточки-касатки, небольшие перелетные птицы, создают пары на всю жизнь. Не об этом ли мечтает молодая женщина незнатного происхождения, грешная и глубоко несчастная, не брезговавшая и покровительства богатых мужчин? Не это ли обретают к финалу все главные действующие лица?..

«В этом спектакле органично выражен режиссерский дар Семена Спивака в счастливом единомыслии с замечательным сценографом Мартом Китаевым, художником по костюмам Михаилом Воробейчиком, музыкальным руководителем постановки Иваном Благодером и ансамблем актеров, с их чувством жанровой природы представления», – писала в мае 1999-го известный театровед Нина Рабинянц. Про новый спектакль можно сказать то же самое.
 
Вскоре после премьерного показа спектакля «Касатка. Новый полет» мы побеседовали с режиссером-постановщиком, художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке народным артистом России Семеном Спиваком.
 
– Семен Яковлевич, в конце ХХ века пьеса Алексея Толстого «Касатка» считалась хорошо подзабытой. Каким образом она попала в поле вашего зрения?
– Честно говоря, я не помню каким образом, но точно могу сказать, что совершенно случайно. Больше вам скажу: я даже не знал, что у Алексея Толстого есть такая пьеса. Его величество случай в моей профессиональной жизни очень часто играет не последнюю роль. Прихожу к другу в гости, вижу лежит неизвестная мне пьеса, «Танго» называется. Начал читать, увлекся на весь вечер, и прочитал. Когда Роман Григорьевич Виктюк посмотрел наше «Танго», он сказал: «Ты совершенно случайно попал на лучшую пьесу ХХ века». Но читать – одно дело, а ставить – другое.
 

 Вернемся к «Касатке». Вы взяли в работу пьесу, написанную для «междусобойчика»…
– Да, история создания «Касатки» необычна. Алексей Николаевич Толстой написал пьесу в августе 1916-го. «Ни одну пьесу я не писал так легко и весело», – признавался он. Можно добавить: и так быстро! За три дня! Под свой день рождения, который отмечали у него на даче. Сам Толстой исполнил тогда роль Желтухина – ту, что у нас Сергей Барковский.

– В первом акте, по большому счету, ничего не происходит. Вы сразу поняли, что что-то стоящее из этой пьесы можно сделать?
– Прочитал «Касатку» – понял смысл пьесы, почувствовал, уловил иронию, которую заложим в постановку. В пьесе есть забавные, смешные ситуации, реплики, особенно во втором акте, какие-то я перенес в первый. Во время репетиций меня здорово поддержали актеры. Мы нашли необходимый нам юмор. Юмор сопровождает все наши спектакли. В «Трех сестрах» очень много юмора. Я считаю, что перед глубокой сценой нужно зрителя расслабить.

И все же на выпуске спектакля вдруг подумалось: «Кому она, эта «Касатка», нужна будет?!» Со мной такие «обманки» иногда случаются. Но отступать было поздно. На премьере Гительман (выдающийся театровед. – авт.) поднялся и аплодировал стоя. Лев Иосифович просто так, из вежливости, не встал бы никогда. Тогда-то я понял: классный спектакль мы сделали!

Не знаю, после нас или одновременно с нами «Касатку» ставили многие российские театры, но ни у кого, кроме нас, она не получилась. Это сказала известный театральный критик Вера Анатольевна Максимова.
С «золотым составом» исполнителей спектакль шел 22 года. Могли бы играть и дальше. Билеты на «Касатку» продавались влет. Зритель готов был смотреть и смотреть. Но! В нашем театре спектакли снимает не руководство – артисты. Когда кто-то из артистов скажет: «Я вырос из роли!» – это сигнал задуматься. Вероятно, в скором времени снимем «Трех сестер», на которые в кассе постоянно нет билетов. С «Днями Турбиных» та же история случилась. Катя Унтилова сказала: «Семен Яковлевич, мне стыдно, что я такая взрослая…» В случае с «Касаткой» первым высказался Саша Строев, Наташа Суркова его поддержала: «Марья хоть и Семеновна, но она молодая девушка…»

Единственное исключение из правил – спектакль «Маркиза де Сад» Юкио Мисимы. Правообладатель прислал телеграмму, что не разрешает играть спектакль, в противном случае – театр ожидают огромные штрафы. Актрисы, занятые в спектакле, написали ему трогательное письмо, я читал и плакал, но правообладатель ответил: я свои решения не меняю.

– Кто это был – родственник Мисимы?
– Нет. Какой-то американец, выкупивший у родственников Мисимы авторские права на все его пьесы.

– Итак, в декабре 2021-го сняли вы «Касатку», проходит год с небольшим и!..
– Год? Два, по-моему.

– Два с небольшим до премьеры. Решение возобновить спектакль принимали, всяко, раньше.
– В начале сезона. Почему? Потому что «Касатку» зритель любит. Как теперь говорят, «заценил». Каждый день приходилось слышать: «А где «Касатка»? Что с «Касаткой»?» Кто-то из зрителей написал: «Как можно было снимать «Касатку»?! Это же ваша «Принцесса Турандот»! По ассоциации с Театром Вахтангова.

– Вы согласны?  Может быть, вы считаете иначе?
– Я считаю: для нас «Турандот» – это «Дни Турбиных». И «Дорогая Елена Сергеевна». Но не прислушиваться к мнению зрителей я не могу.
Выпускал «Новый полет» я, но обязательно отметьте режиссера Наталью Архипову, она с первого дня постоянно была рядом.

– Зная вас, можно не сомневаться, что «Касатка. Новый полет» не калька с «Касатки».
– Конечно, мы не создавали клон.

– В чем существенная разница между спектаклями?
– Мне кажется, новый тоньше. «Касатка» была смешнее. Очень многое изменено. Начало совершенно другое. До сих пор что-то изменить хочется, добавить. Например, финальную фотографию.

– Что? Извините, не понял.
– Я хотел завершить спектакль групповой фотографией действующих лиц (они же исполнители), помещенной в старинную раму с надписью: «Август 1916 года». Не получилось.

– Почему?
– Во-первых, это не было предусмотрено сценографией. Когда Март Китаев и Михаил Платонов работали над декорациями, мне такая идея в голову не приходила. Во-вторых, уже сейчас, мы еще не придумали, как это сделать технически, да и средств не нашлось. Мне кажется, и финал, и спектакль были бы глубже. 1916-й год – уже два года идет Первая мировая война, и чуть больше года остается до октябрьской революции, после которой дворянские усадьбы в лучшем случае будут национализированы, в худшем – уничтожены. Какая судьба ожидает имение Варвары Ивановны Долговой с его райским садом?
Сейчас я вам покажу замечательную фотографию, сделанную Юлей Кудряшовой. (На снимке – исполнители ролей у яблони в «райском саду»; Сергей Барковский восседает на тупой верхушке ствола, как на троне. Снимок стилизован под фотографию начала ХХ века и «вставлен» в золоченый багет.) Может быть, мы еще сделаем финал с фотографией.

– На снимке нет Татьяны Александровны Григорьевой…
– Таня сломала ногу. Премьеру замечательно отыграла Регина Щукина. Теперь у нас две Варвары Ивановны.
– Из прежнего актерского состава осталось четверо: Татьяна Григорьева, Елена Соловьева, Сергей Барковский, Алексей Одинг. Как вы определялись, кого оставить?
– По возрасту. Мы оставили тех, кто по возрасту мог оставаться на своих ролях.

– После премьеры я Барковскому сказал: «Сергей Дмитриевич, у меня такое впечатление, что вы сегодня играли с радостью».
– И что ответил Сергей Дмитриевич?

– Что вначале хотел отказаться, потом решил: почему бы не попробовать, потом появилось второе дыхание, и на премьере действительно играл с невероятным воодушевлением. Актерский состав «Касатки», который вы по праву назвали звездным, это – кроме уже нами названных – Михаил Черняк, Зоя Буряк, Петр Журавлев – все заслуженные артисты России…
– Заслуженными, если не ошибаюсь, они стали позже. В том числе благодаря «Касатке».

– Как вам новые исполнители? Начнем с Касатки?
– Касатка мне нравится. Она другая, такая… декаданс. Мне нравилось, как Варова репетировала. Алиса, особенно вначале спектакля, не очень смела, если можно так сказать о ней, но она женщина решительная. Я в нее очень верю, может быть, даже очень-очень. Мне кажется, Саша Тихановский подходит на роль Ильи Ильича Быкова, но он очень мягкий, если сравнивать с Александром Строевым. Думаю, «доберет» жесткости – он это может. Саша всегда медленно раскатывается, но потом обязательно «добирает». Василина Кириллова прекрасно сыграла Раису Глебовну – так мне кажется.

Вершинина – молодой мастер; у Даши маленькая роль, она очень остро сыграла, хотя и лирическая героиня. В данном случае ей очень повезло – Толстой сделал Веру недотепой. Даша очень хорошо вписалась в роль.
Дуняшу, служанку, в очередь играют мои студентки из мастерской в РГИСИ Ульяна Ворожейкина и Саша Прохорова. Обе только помогают спектаклю. На маленьких ролях и проверяется вклад исполнителя в спектакль. Большая роль допускает раскачку, маленькая – нет; машина обязательно должна рвануть с места. Обе девочки, мне кажется, справились хорошо. У нас в театре молодые всегда подпирают более старших. О ком я еще не сказал? Лена Соловьева, она из старого состава, играет все также мощно, но немножко иначе, потому что у меня изменился взгляд на ее героиню. Двоюродная тетка князя Бельского Анна Аполлосовна теперь реально «слепоглухонемая».

Я не ожидал от Кузнецова, что он будет играть остро, но, назначая на роль, подумал: надо рискнуть. И мы рискнули. Андрей показал себя с неожиданной для меня стороны. Он справился, и еще справится, потому что два показа – это не срок для спектакля. Любой спектакль – как маленький ребенок, он растет, развивается - до взрослого состояния. Если спектакль не развивается, значит, не живой.

 Толстой обозначил жанр пьесы как «комедия о любви». Да простит мне классик, я бы назвал вашу постановку лирической комедией.
– Я думаю, у нас получилась лирико-эксцентрическая комедия.

– Какая-то сверхзадача перед возобновленной «Касаткой» ставилась? Изменить актерский состав – это не сверхзадача.
– Естественно. Сверхзадачу объясняет обычно третьекурсник театрального вуза. Что собственно происходит в «Касатке»? В пьесе Толстого две пары...

– Три.
– Я беру молодых. Молодым людям казалось, что они нашли друг друга, они нормально относятся друг к другу, ну, ругаются – с кем не бывает?! «Милые бранятся – только тешатся», – гласит русская пословица. А Бог взял и расставил их всех по своим местам. Так, как должно быть. Вот о чем пьеса, в этом, мне кажется, ее суть глубинная.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо