«ОРУЖИЕ СЕРДЕЦ» В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ НА ФОНТАНКЕ

Источник – «Культура двух столиц» от 31.12.2022

Текст – Илья ЗОЛКИН

Режиссер Юрий Цуркану для своего дебюта на Большой сцене Молодежного театра на Фонтанке выбрал крайне редкий и нетипичный драматургический материал. И даже не совсем драматургический.

Свое произведение "Семья Иванова" великий Андрей Платонов создал как киносценарий. Впрочем, произведение у Платонова крайне непростое и, чтобы его осилить, театру потребовались долгие месяцы репетиций. С другой стороны,  только благодаря тщательному подходу к материалу можно достичь больших высот. 

В спектакле задействован большой актерский состав. В нем есть еще совсем молодые актеры, а именно - 6 студентов актерско-режиссерской мастерской Российского государственного института сценических искусств  (курс народного артиста России Семена Спивака). И именно эти ребята уже демонстрируют зрителю недюжинное мастерство, находясь в органичном партнерстве с мэтрами Молодежного театра, среди которых Владимир Маслаков, заслуженный артист России Сергей БарковскийРегина Щукина, заслуженная артистка России Зоя Буряк и другие.

Спектакль по духу  соответствует всему, что делалось в этом театре прежде. Главное — поговорить о человеке и для человека. С помощью текста Платонова актеры достигают высоких духовных глубин. Спектакль многослоен, его можно смотреть не единожды. Вообще переосмысление редких советских литературных произведений, почти не имевших яркой сценической судьбы, очень важно для современного театра, и отрадно, что Молодежный театр этим занимается.

Ну, а сюжет поистине актуален на все времена. Сценарий, написанный Платоновым в 1945 году, напрямую осмысляет конец военной и начало послевоенной жизни в среднестатистической советской семье. Как меняются отношения людей внутри семьи в сложный период в истории твоей страны - эта тема, как никогда, стала близка в нашей стране снова. Вот, почему, посмотрев спектакль, мы, возможно, в состоянии предостеречь себя и своих близких  от совершения каких-то ошибок в далеком и недалеком будущем.

 В целом военная тематика не так часто появляется на подмостках наших театров. С одной стороны кажется, что спектакль крайне непрост для зрительского восприятия. С другой стороны, когда видишь, как зрительзатаив дыхание, слушает платоновский текст, с огромным интересом смотрит на сцену, то понимаешь, как важно, когда со зрителем говорят на простом человеческом языке.