МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ СОВЕРШИЛ ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Источник – Театрал от 11 апреля 2022 года

Текст – Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ

Показом архивной видеозаписи постановки режиссера Ефима Падве «Звучала музыка в саду», Молодежный театр на Фонтанке начал в режиме реального времени воплощать проект «Легенды Молодежного», начатый виртуально во время карантина. В вечере принимали участие артисты, игравшие этот спектакль несколько десятилетий назад.

Идея «Легенд Молодежного» родилась весной 2020 года в рамках «Виртуального музея Молодежного театра на Фонтанке», когда чуть ли не все театры страны были вынуждены сменить традиционную систему живых показов интернет-трансляциями и интернет-проектами. Но если несколько выпусков «Музея» представили пользователям социальных сетей лишь историческую подоплеку появления театра в Измайловском саду, общие справки об эпохах Владимира Малыщицкого, первого главного режиссера, и Ефима Падве, возглавившего Молодежный театр вслед за ним, то «Легенды» должны были подробно рассказать о конкретных спектаклях, оставшихся в истории и памяти зрителей.
 
Первая серия «Легенд Молодежного» также прошла виртуально: в небольшом сюжете, включавшем прямую речь артистов-участников спектакля, фрагменты постановки и сохранившиеся фотографии, театр вспоминал работу Семена Спивака «Танго» по пьесе Славомира Мрожека. Зрители приняли идею восторженно, однако с возвращением театра к обычной жизни, интернет-проекты отступили на второй план. Тогда и было решено адаптировать виртуальный «сериал» к реальности, и вновь вернуться к столь любимым поклонниками Молодежки творческим встречам с артистами.
 
В 2022 году такая встреча состоялась на малой сцене театра, но в расширенном формате: не только зрители, но и артисты труппы, благодаря чудом сохранившемуся видео, смогли совершить путешествие во времени, отметив им Всемирный день театра…
 
Премьера спектакля «Звучала музыка в саду» состоялась в Молодежном в 1984 году. Затевая «Музыку», театр задумал воспроизвести на сцене репертуар дореволюционного театра-буфф, бывшего, по сути, предтечей Молодежки и существовавшего в Измайловском саду в начале ХХ столетия. Однако, по воспоминаниям артиста Евгения Клубова, Ефим Падве, только-только пришедший в Молодежный в качестве главного режиссера, руководствовался тогда и вполне рациональной мыслью: форма многонаселенного спектакля-концерта могла бы быстро и подробно познакомить руководителя театра с новой для него труппой, раскрыть творческие возможности каждого актера.
 
Как бы то ни было, при рождении спектакля никто – включая самого Ефима Михайловича – не поверил бы, что «Музыка» будет звучать и десять лет спустя после премьеры, пройдет на сцене более пятисот раз, сменив едва ли не больше половины исполнителей. Артисты, действительно, приходили и уходили, а спектакль, переживший своего создателя, все звучал и звучал – с необыкновенной живостью, юмором, задором, актерской честностью.
 
Конечно, не обошлось и без возмущенных реплик критики: «Фу, вульгарные песенки, дурная «цыганщина», аккомпанемент для ресторации…» Но  лишенный высокопарности, исполненный искренностью, иронией спектакль быстро завоевал сердца зрителей.
 
Заслуженная артистка России Елена Соловьева так определяет причину успеха спектакля: «Мы играли номера эстрады прошлого не «так, как было», а «так, как мы думали, что было». Это лишало спектакль пафоса и давало огромное пространство для творческой свободы». Попросту говоря, в Молодежном был найден способ высказывания современного (на тот момент) мнения об искусстве прошлого, мнения, которое благодаря уму и самоиронии создателей  спектакля «Звучала музыка в саду», с радостью разделяли зрители.
 
Череда номеров, состоявшая из немой фильмы на темы адюльтера «Роковые страсти-мордасти», нескольких вокальных номеров, построенных на классике романса (благодаря ныне заслуженной артистки России Наталии Дмитриевой), миманса печальника Пьеро, цыганских танцев и песен, соло нарочито пошлой шансонетки, песенки тюремного жанра в исполнении квартета гопников и прочая-прочая, была нескончаемой. Чудом вклинился в ряд музыкального исторического материала и зонг шарманщика, написанный  в 1980-е композитором Эдуардом Артемьевым и не так давно вошедший в мюзикл «Преступление и наказание».

В разные годы существования спектакля «Звучала музыка в саду» его исполняли разные артисты, но архивное видео запечатлело в роли шарманщика заслуженного артиста России Петра Журавлева. Особым успехом пользовался номер «Фокусник», секрет которого нынче раскрыл народный артист России Валерий Кухарешин, неизменный исполнитель роли факира.

Сменявшие друг друга концертные номера смешивали реальность с пародией, подлинную историю театра в Измайловском саду с творческим вымыслом режиссера и актеров, заставляли публику замирать при исполнении музыкальных шедевров и от души смеяться над образцами дешёвой эстрады дурного вкуса, которой, как писал театральный критик Леонид Попов, «с избытком хватало и в 1902-м, и в 1984- м, и в 1995-м»...
Спектакль неоднократно вывозили на гастроли, и зрители других городов и стран легко принимали предлагаемые театром «условия игры», аплодируя артистам, игравшими на сцене своих коллег, отстоящих от них во времени. В 1992 году Молодежный театр был на гастролях в Польше. Кем тогда была сделана найденная ныне в театральных архивах запись фрагментов из спектакля «Звучала музыка в саду», теперь сказать трудно. Главное – она сохранила память о спектакле, ставшем одной из легенд Молодежного театра на Фонтанке. Увы, производилась запись в нецифровую эпоху, но даже отличное от современного качество видео не повлияло на восторги зрителей, многие из которых помнили показы «Музыки» не только 1990-х, но даже 1980-х годов. Безусловно, на восприятие записи повлиял и изящный конферанс заслуженного артиста России Михаила Черняка, участвовавшего в работе этой «машины времени». Благодаря ему в показа в центре зрительского внимания была даже не запись, а сами артисты Молодёжного театра, те, кто играл когда-то в спектакле «Звучала музыка саду»: Наталия Дмитриева, Евгений Клубов, Валерий Кухарешин, Елена Соловьева и Петр Журавлев.