МОЛОДЕЖНЫЙ НА БИЕННАЛЕ

Источник – «Петербургский театрал» №3, декабрь-январь 2020-2021

Текст – Евгения КУЗЬМИНА

В середине ноября в Москве на Биеннале театрального искусства Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке представил спектакль «Нас обвенчает прилив…» по пьесе французского драматурга тЖана Ануя «Ромео и Жанетта» в переводе Алексея Щербакова (режиссеры-постановщики – Семен Спивак, Мария Мирош).

Творчество Ануя отличается невероятным разнообразием: психоло­гические драмы и фарсы, салонные комедии и трагедии на мифоло­гические и исторические сю­жеты. Неслучайно другой знаменитый французский писатель Андре Моруа включил Ануя в сборник литературных портретов своих любимых авторов «От Монтеня до Арагона».

Свои пьесы 1930-40-х годов драматург условно разделял на «розовые» и «черные», красивые и яр­кие сказки с обязательным счастливым финалом, про­тивопоставляя реальной, трудной жизни с нераз­решимыми задачами и, зачастую, с трагическим финалом.

К такой «черной» пье­се принадлежит «Ромео и Жанетта». Сложная и невероятно мудрая. «Когда я репетировал еще “Жаворонка”, - говорил режиссер спектакля Се­мен Спивак в одном из интервью, - передо мной все время был портрет Ануя - этого усталого че­ловека с лицом философа. Вглядываясь в него, я постепенно начал понимать, о чем, самом главном, он писал. О том, что, если ты теряешь себя, ты теряешь все. Об этом “Жаворонок”, об этом и “Ромео и Жанетта”. В “Ромео и Жанетте” моло­дой парень выбирает между спокойной жизнью без любви и беспокойной жизнью, но с любовью. Ануй балансирует на стыке комедии и трагедии, а это любимый жанр Молодежного театра. Смех помогает постигать самые печальные вещи».   

Семен Спивак с помощью художника Алексан­дра Орлова рассказал своим зрителям не просто красивую сказку о вечной любви, он показал, на что может пойти человек, движимый этим пре­красным чувством. В спектакле любопытна не только линия главных героев Жанетты и Фреде­рика (яркая игра Эмилии Спивак и Константина Дунаевского), но и семейная драма брата Жанет­ты Люсьена в очень выразительном и эмоцио­нальном исполнении Сергея Яценюка. Вот кто точно знает, чем закончится вся эта история, именно он предугадыва­ет и замечает малейшие перемены в отношениях своей безумной и непредсказуемой сестры с не­понятным, едва знакомым че­ловеком. И, несмотря на весь свой скептицизм и даже же­стокость, в финале Люсьен все равно выбирает единственно верный путь путь сердца...  

Еще один герой спектакля отец Жанетты, Люсьена и невесты Фреде­рика Юлии в глубоком и трогательном исполнении Константина Воробьева. Веселый и неугомонный пьянчужка с са­мого начала заставляет зрителей улыбаться, и никто даже подумать не может, до какой степени сочувствия и боли он может до­вести зал в финале. За раздражающей су­етливостью этот шумный болтун прячет страшную боль свое бессилие перед не­преодолимыми жизненными обстоятельствами: браком правильной, но скучной и предсказуемой дочери Юлии (Василина Кириллова) с нелюбящим ее Фредериком, страданиями обманутого женой Люсьена и собственным отчаянием перед наро­читой эксцентричностью разгульной Жанетты, а главное перед душераздирающим одиночеством среди близких людей. Своими выходками он пы­тается отгородиться от окружающих, но вопреки всему очаровывает неприступную мать Фредерика (в замечательном исполнении Аллы Одинг).

Громкие и долгие овации послужили лучшей оценкой мастерства и профессионализма твор­ческой команды питерцев. Молодежный театр на Фонтанке уже не в первый раз покорил приверед­ливого московского зрителя. И даже вынужден­ная во время пандемии жалкая 25-процентная рассадка в зале не смогла повлиять на настроение присутствовавших. Артисты заставили сопере­живать публику. Своей игрой тонко, изысканно и искусно донесли всю мудрость и боль этой пе­чальной повести.