Источник – «Петербургский театрал» №3, декабрь-январь 2020-2021
Текст – Евгения КУЗЬМИНА
В середине ноября в Москве на Биеннале театрального искусства Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке представил спектакль «Нас обвенчает прилив…» по пьесе французского драматурга тЖана Ануя «Ромео и Жанетта» в переводе Алексея Щербакова (режиссеры-постановщики – Семен Спивак, Мария Мирош).
Творчество Ануя отличается невероятным разнообразием: психологические драмы и фарсы, салонные комедии и трагедии на мифологические и исторические сюжеты. Неслучайно другой знаменитый французский писатель Андре Моруа включил Ануя в сборник литературных портретов своих любимых авторов «От Монтеня до Арагона».
Свои пьесы 1930-40-х годов драматург условно разделял на «розовые» и «черные», красивые и яркие сказки с обязательным счастливым финалом, противопоставляя реальной, трудной жизни с неразрешимыми задачами и, зачастую, с трагическим финалом.
К такой «черной» пьесе принадлежит «Ромео и Жанетта». Сложная и невероятно мудрая. «Когда я репетировал еще “Жаворонка”, - говорил режиссер спектакля Семен Спивак в одном из интервью, - передо мной все время был портрет Ануя - этого усталого человека с лицом философа. Вглядываясь в него, я постепенно начал понимать, о чем, самом главном, он писал. О том, что, если ты теряешь себя, ты теряешь все. Об этом “Жаворонок”, об этом и “Ромео и Жанетта”. В “Ромео и Жанетте” молодой парень выбирает между спокойной жизнью без любви и беспокойной жизнью, но с любовью. Ануй балансирует на стыке комедии и трагедии, а это – любимый жанр Молодежного театра. Смех помогает постигать самые печальные вещи».
Семен Спивак с помощью художника Александра Орлова рассказал своим зрителям не просто красивую сказку о вечной любви, он показал, на что может пойти человек, движимый этим прекрасным чувством. В спектакле любопытна не только линия главных героев Жанетты и Фредерика (яркая игра Эмилии Спивак и Константина Дунаевского), но и семейная драма брата Жанетты – Люсьена в очень выразительном и эмоциональном исполнении Сергея Яценюка. Вот кто точно знает, чем закончится вся эта история, – именно он предугадывает и замечает малейшие перемены в отношениях своей безумной и непредсказуемой сестры с непонятным, едва знакомым человеком. И, несмотря на весь свой скептицизм и даже жестокость, в финале Люсьен все равно выбирает единственно верный путь – путь сердца...
Еще один герой спектакля – отец Жанетты, Люсьена и невесты Фредерика Юлии в глубоком и трогательном исполнении Константина Воробьева. Веселый и неугомонный пьянчужка с самого начала заставляет зрителей улыбаться, и никто даже подумать не может, до какой степени сочувствия и боли он может довести зал в финале. За раздражающей суетливостью этот шумный болтун прячет страшную боль – свое бессилие перед непреодолимыми жизненными обстоятельствами: браком правильной, но скучной и предсказуемой дочери Юлии (Василина Кириллова) с нелюбящим ее Фредериком, страданиями обманутого женой Люсьена и собственным отчаянием перед нарочитой эксцентричностью разгульной Жанетты, а главное – перед душераздирающим одиночеством среди близких людей. Своими выходками он пытается отгородиться от окружающих, но вопреки всему очаровывает неприступную мать Фредерика (в замечательном исполнении Аллы Одинг).
Громкие и долгие овации послужили лучшей оценкой мастерства и профессионализма творческой команды питерцев. Молодежный театр на Фонтанке уже не в первый раз покорил привередливого московского зрителя. И даже вынужденная во время пандемии жалкая 25-процентная рассадка в зале не смогла повлиять на настроение присутствовавших. Артисты заставили сопереживать публику. Своей игрой тонко, изысканно и искусно донесли всю мудрость и боль этой печальной повести.