КОМЕДИОГРАФ И КОРОЛЬ

Источник — «Российская газета» от 16 июня 2021 года

Текст — Светлана МАЗУРОВА

Семен Спивак поставил пьесу Булгакова «Кабала святош»

К 130-летию со дня рождения Михаила Булгакова в Молодежном театре на Фонтанке состоялись премьерные показы спектакля Семена Спивака «Кабала святош/Мольер». В основе — пьеса, повествующая об отношениях великого французского комедиографа и короля Людовика XIV, о драматурге, впавшем в немилость у власти. Король посещает спектакли театра «Пале-Рояль», аплодирует Мольеру и его труппе. В театральном закулисье бурная жизнь: творчество, любовь. Однако все вдруг резко меняется. Спектакль о предательстве, зависти, интригах, злом роке, человеческих ошибках. Булгаков в Молодежном театре поставлен не впервые: с большим успехом шли «Дни Турбиных», ставшие легендой театрального Петербурга, более 10 лет идет спектакль «Дон Кихот» (к слову, в роли Дон Кихота — Андрей Шимко). И к произведениям Мольера здесь обращались. Зрители помнят «Мещанина во дворянстве», «Плутни Скапена», «Тартюфа» (Сергей Барковский играет в постановке Андрея Андреева роль Тартюфа).

О новом спектакле «РГ» рассказали режиссер и актеры.

— Мы в поисках вечных тем. «Кабала святош» — о талантливом человеке, который писал пьесы, играл в них и как-то незаметно для себя вырос. Мне всегда было страшно браться за эту пьесу. Она о достоинстве, о том, как у Мольера выросло самоуважение. И о том, что надо беречь художника, — отметил Семен Спивак.

— Работа была большая, с перерывом на локдаун, длилась почти два года. На сцену выходят сорок человек. Пятнадцать из них — студенты, первокурсники. Они молодцы, ошибок не делают, хорошо поют.

Роль Мольера — великолепный подарок для актера. По словам Сергея Барковского, грандиозная, ответственная, интересная роль: «Во-первых, историческая личность, во-вторых, человек недюжинный, известный, «энциклопедист». Драматург, хореограф, художник, он же директор театра, то есть организатор, педагог и актер. Многолик, многогранен, многослоен. Даже жизненные горести вдохновляют художника на какие-то идеи, даже из своих неприятностей он черпает пищу для творчества, питает свой «фонд подсознания». Чувства, переживания не отвлекают Мольера от творчества, а дают стимул, импульс к нему. Мой герой постоянно в процессе, сочиняет, подмечает, исправляет. Для актера непростая задача — пройти все эти «флажки» на большой скорости, как в слаломе. Мы продолжаем репетировать, искать».

— Для меня король — вызов, в моей творческой биографии такой роли не было, и мне было интересно попробовать сыграть ее, — признался Андрей Шимко. — Тем более что мы с режиссером старались не идти стереотипными путями. Другое время, другие обстоятельства, актеры, поэтому и другие образы, возможно совсем незнакомые многим зрителям. Есть текст Булгакова, в котором мы можем существовать, дышать, как нам чувствуется. Мы искали человека, от которого все хотят что-то получить, что очевидно — он ведь власть. Только Мольер ничего не клянчил и был по-человечески симпатичен королю. Людовику хотелось помочь талантливому бессребренику. Мольер был так неосмотрителен, подвел его, считает король, крестивший ребенка писателя от брака с Армандой — женой и, по слухам, одновременно дочерью драматурга. Этого незаконного, ущербного, скандального. Я, как адвокат своей роли, полагаю, что король не мог поступить по-другому. Он дал труппе возможность играть мольеровские комедии в «Пале-Рояле», но приказал драматургу уехать, не появляться ему на глаза. В жерновах истории, как щепки, ломаются судьбы людей.

ИЗ ИСТОРИИ

Пьесу «Кабала святош» Михаил Булгаков написал в 1929 году. Впервые ее поставили в Московском Художественном театре в 1936 году, но спектакль был снят спустя всего семь показов. Пьеса имела трудное восхождение на сцену. Однако со временем стала востребована в русском театре. Самые известные постановки были связаны с яркими актерскими и режиссерскими индивидуальностями — Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Юрием Соломиным… В 1973 году в ленинградском БДТ пьесу поставил Сергей Юрский и сам сыграл роль Мольера.

АФИША

В роли Мольера — Сергей Барковский, роль короля Франции исполняет Андрей Шимко. На сцене Светлана Строгова (актриса Мадлена Бежар), Анастасия Тюнина (актриса Арманда Бежар), Сергей Яценюк (Захария Муаррон), Алексей Одинг (маркиз д’Орсиньи), Роман Нечаев (архиепископ де Шаррон) и другие артисты. Музыку к спектаклю написал Игорь Корнелюк, рождалась она на репетициях. Это вторая совместная работа Семена Спивака с известным петербургским композитором, до нее было «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Брехта «Добрый человек из Сычуани». Сценографией занимался художник Степан Зограбян (Ростов). В Молодежном театре несколько лет идет спектакль «Король- олень» с его декорацией. Его дочь София Зограбян (Москва) — художник, создавала костюмы к спектаклю «Кабала святош/Мольер».