Источник – журнал «Петербургский театрал», февраль-март 2022 года
Текст – Татьяна КОРОСТЕЛЕВА
К портрету актрисы Молодежного театра на Фонтанке, заслуженной артистки России Екатерины Унтиловой.
Ее Катерина из «Грозы» стояла на обрыве, на крутом берегу Волги, раскинув руки, пытаясь взлететь. Известный критик Леонид Попов писал: «Просто чудо, что нашлось кому произнести: “Отчего люди не летают”». Волжский простор, раздолье русских песен, которыми был прошит спектакль Семена Спивака, – а душе тесно, душа рвется на обрыв, навстречу грозе… Чистой, наивной, естественной, юной была эта Катерина. В калиновской компании она оказалась «девочкой чужой». Актриса не подчеркивала мотив религиозности героини, она играла тему измены. Измены не мужу – себе, своей природной вере в божественное, святое. Потому и падала на землю с покаянием: «Грешна я перед Богом и перед вами…».
Героини Екатерины Унтиловой обречены соблюдать верность себе, они не ставят перед собой этого категорического императива, они с этим живут, это их суть. Отклонение от этой личностной вертикали несет роковую окраску. И это стало темой актрисы. Во многих ее героинях, внешне сильных и стойких, была какая-то инаковость, странность. Странной, непонятной для окружающих была не только ее Катерина, такой была и другая героиня А. Н. Островского – Кручинина в спектакле А. Андреева «Без вины виноватые». Она вполне соответствовала реплике драматурга: «Я странная женщина. Чувство совершенно владеет мною, охватывает меня всю». Актриса великолепно играла эту всеохватность чувств, это сочетание твердости характера и ранимости, силы и беззащитности. В этом спектакле одинокой, покинутой, обманутой был не только Незнамов, но и сама Кручинина. На протяжении многих лет она спасалась театром от чувства вины и греха, одиночества и отчаяния, стала хорошей актрисой, спаслась. И сына нашла, и себя вновь обрела.
Но Кручинина будет потом, когда сама Унтилова станет известной, признанной актрисой. А в давней «Грозе» Семен Спивак режиссерским чутьем угадал Катерину в бывшей приме Рижского русского театра, временно пребывавшей без работы. Екатерина Унтилова стала его актрисой, помимо «Грозы» сыграв Елену в «Днях Турбиных» М. Булгакова, Ольгу в «Трех сестрах» А. Чехова. В одном из интервью актриса признавалась: «У меня все роли такие, что их до меня играли великие... Надо найти свой путь, понять, насколько и в чем роль созвучна с современностью. Мне думается, что самые главные качества, которыми должен обладать актер, – сострадание и воображение». Этим она и руководствуется, создавая галерею женских образов – берегинь домашнего очага, семьи, любви, взаимопонимания». Ее Елена светлая, Елена ясная в «Днях Турбиных» – тихий ангел, хранительница исчезающего тепла. Красивая, изящная, она будет держать на своих хрупких плечах этот расшатанный мир, беречь и хранить семью, любимых людей, какие бы бури ни завывали за стенами дома. «Живите в доме, и не рухнет дом». Рухнул, как мы знаем. А пока – огни, свечи, елка, романсы Шервинского (Евгений Дятлов). Красота ушедшей жизни, из-за которой «Дни Турбиных», поначалу обруганные критикой, стали любимейшим спектаклем зрителей на много лет.
В «Трех сестрах» С. Спивака жизненное пространство пронизано рельсами, уходящими в никуда. Это сестры Прозоровы без дома и сада – дерзкая Маша Светланы Строговой, нежная Ирина Анны Геллер и Ольга Екатерины Унтиловой, внешне строгая училка с гладкой прической, но не утратившая женской страстности, влюбленная в Вершинина (Валерий Кухарешин), скрывающая чувства, поскольку она старшая и должна отвечать за всё. Но ничего уже невозможно поделать с этим иссяканием жизни и распадом семейных связей. И когда она, блюстительница очага, поджигает свой давно уже холодный дом, может быть, в этом она наиболее верна себе.
Унтилову считал своей актрисой и Алексей Янковский, режиссер совсем иного склада, чем Семен Спивак. У него в спектакле «Валентинов день» она в роли Валентины пронзительно сыграла про разобщенность близких душ и про опустошенность собственной души. Зрители старшего поколения помнят пьесу М. Рощина «Валентин и Валентина» – историю современных Ромео и Джульетты. И. Вырыпаев написал продолжение этой истории, которая и стала повестью, печальнее которой нет на свете, – о том, как уходит любовь, как мы не умеем ее удержать. Спектакль проникнут ностальгией по прошлому, режиссер, склонный к метафорам, подчеркивает, что это советское прошлое: за спиной героинь маячит образ пионерки с горном… Нынешнее двух одиноких женщин – Валентины и ее соперницы – безотрадно, а будущее фантастично – они улетают в космос. Возможно, потому, что нет иного выхода из этой жизни, где люди предают любовь, «нежнейшую на свете».
Одну из ярчайших ролей Е. Унтилова сыграла «на стороне». В спектакле А. Янковского «Стеклянный зверинец», поставленном в Театральной мастерской «АСБ», она играет Аманду.
Пьесу Т. Уильямса ставят часто, порой делая главной героиней хрупкую Лауру, порой главной фигурой становился поэт Том, как в давнем дивном спектакле Г. Яновской, где Тома играл В. Гвоздицкий. И, пожалуй, единственный раз главной героиней этой экзистенциальной драмы стала Аманда. Актриса прибегает к яркому сценическому рисунку, ее Аманда своего рода актриса, бурно и ярко создающая иллюзию того, что у них в семье все хорошо. Она не утратила воспоминания о былых победах, ее победоносного женского начала хватает и на шумную заботу о «неблагополучных» детях, и на кокетничанье с Джимом. Критик Е. Авраменко увидел в этой Аманде отсветы трагических героинь, прямо по ремарке Уильямса: «…В ее облике вместо неумной суматошности появилось достоинство и трагическая красота».
В этом спектакле мечтательница не только болезненная Лаура, но и ее вздорная матушка Аманда. И это ее старательно выстроенный мир рушится с уходом Джима, не оправдавшего надежд на будущее счастье дочери.
В спектакле «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки – дебютной постановке артиста Молодежного театра Евгения Титова – актриса играет трагедию безупречности. Ни одно пятнышко не должно лечь на репутацию Бернарды и пятерых ее дочерей, которым запрещено выходить из дома. Альба свято блюдет традиции, устои, незыблемые основания мира, в спектакле устроенного по канонам мрачной симфонии. Как сгусток тьмы приходит с похорон мужа Бернарда – вся в черном, с высоким гребнем в замысловатой прическе. Актриса как бы пригасила свой ясный свет, она лепит образ крупно, монументально. Это Испания, это солнце, это выжженность дочерна. Это поэтический театр, хоть и предельно минималистичный – в декорациях, в музыке, в скрытности страстей. Актриса играет классицистский конфликт между долгом и чувством. Долг велит соблюдать приличия, обычаи и традиции. Чувство прорывается в нежности и любви к дочерям. Альба, похоже, не знала женской любви, а любовь к дочерям приняла извращенный характер. Возможно, затворничество – это и стремление защитить дочерей от крови, страстей и страдания. Но невозможно оградить от любви, она мстит гибелью надежд и смертью младшей дочери. Здесь несокрушимая верность себе оборачивается для героини настоящей античной трагедией, трагической виной.
Екатерина Унтилова – Екатерина ясная, в спектаклях она может воплощать и светлое, и темное начало, но всегда ясно, про что играет эта умная и тонкая актриса, сочетающая особенную, глубинную эмоциональность и высокий интеллект.