ЕГО ПУТЬ – ЭТО ЛЮБОВЬ

Источник журнал «Сцена», 2021 год. Текст — Светлана МАЗУРОВА В петербургском издательстве «Балтийские сезоны» вышла книга «Вертикаль Семена Спивака», посвященная худруку Молодежного театра на Фонтанке, который строит вместе со своей труппой Театр-Дом на протяжении четырех десятилетий. Автор — московский критик, кандидат филологических наук Наталья Старосельская — соединила «воспоминания о давно минувшем с сегодняшним взглядом». Поклонница и знаток театра Спивака с большим стажем: сначала, совершая из Москвы набеги в Ленинград, город своего детства и отрочества, узнала молодое имя «Семен Спивак», «испытала острый интерес». Увлеклась работой этого режиссера, много общалась с ним. Не пропускала гастроли «Молодежки» в столице. Смотрит его спектакли и сегодня. Сборник, великолепно иллюстрированный фотографиями, запечатлевшими моменты репетиций, сцены из спектаклей, охватывает весь период творчества режиссера — от первых постановок до недавних премьер. Как отметили во время презентации ученики Мастера, «эта книга — подарок всем нам, и зрителям, поклонникам театра Семена Спивака». Герой книги резюмировал: — Я действительно получаю громадное удовольствие от того, чем занимаюсь, что люблю. Очень люблю наших артистов. Без любви спектакль не складывается. Я пробовал быть жестче, командовать, но у меня не получилось, и я понял, что мой путь — это любовь, ее перипетии, исследование отношений между мужчиной и женщиной (у нас много спектаклей на эту тему). В наше время людям не хватает любви, добра. Спивак родился на Украине, в Черновцах. Первую театральную «прививку» получил во Дворце пионеров, там на сцене сыграл первые свои роли. Но как часто считают родители, ребенку надо получить серьезное об- разование — поэтому Семен окончил ленинградский институт по специальности инженер-химик. И попал в любительский театр-клуб «Суббота». Поставил свой первый спектакль — «Старая Верона», по сценам шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Родился режиссер Семен Спивак. Поступил в ЛГИТМиК. Играл и ставил. После окончания института Геннадий Опорков пригласил его в Театр им. Ленинского комсомола. Затем были Театр им. Ленсовета, «Молодой театр» при Ленконцерте. Самые громкие ранние спектакли — «Дорогая Елена Сергеевна» Раз- умовской, «Танго» Мрожека В книге содержится много фрагментов из рецензий критиков и интервью Спивака разных лет. Режиссер говорит о том, как строил «добрый театр» — такой нужен людям. О непростых периодах в жизни, когда было трудно репетировать, одолевали сомнения. О том, какие темы его интересуют и волнуют. Он часто цитирует великих мудрецов: Товстоногова, Питера Брука. Рассказывает об актерах, о сценографии и музыке. Здесь его размышления о Дон Кихоте, чеховских сестрах, героях романа Достоевского «Идиот»… Спивак ставил пьесы Володина, Арбузова, Соколовой, Розова, Вам- пилова, Шукшина… Зарубежных авторов — Шекспира, Мольера, Брехта, Моэма, Шмитта… его любимые зрителями спектакли-долгожители: «Крики из Одессы» по пьесе Бабеля «Закат», «Маркиза де Сад» Мисимы, «Касатка» Алексея Толстого, «Дни Турбиных» Булгакова, «Жаворонок» Жана Ануя (недавно постановке исполнилось 20 лет), «Любовные кружева» по пьесе А. Н. Островского «Женитьба Белугина». Отдельная глава посвящена спектаклям, которые Семен Спивак поставил не в своем театре на Фонтанке, а на других сценах — в Оренбурге, Белгороде. Недолгое время он был главным режиссером Московского драматического театра им. К. С. Станиславского. Заключительная глава — «Мастер и его мастерская». Первых учеников Семен Спивак выпустил в ЛГИТМиКе (ныне — РГИСИ) в 1999 году. Студенты вводились на роли в репертуаре, а окончив учебу, почти в полном составе пополняли труппу. Так было и с первым, и с последующими курсами. О щедрости учителя — профессиональной и человеческой — рассказал на презентации книги режиссер Сергей Морозов, художественный руководитель — директор Театра «На Литейном»:  — На глазах нашего курса (1994- 1999) — курса «Криков из Одессы» — происходила жизнь Молодежного театра в самые первые годы работы Семена Яковлевича. Спивак — это открытое сердце и готовность делиться, посвящать себя театру, студентам, умение отпускать. Я благодарен Семену Яковлевичу за участие в моей профессиональной карьере. Однажды я принял решение уехать из Петербурга и начать «свое плавание» в театрах России. И он сказал: «Возможно, именно это твой путь. Пускай это случится». Спустя 10 лет я вернулся в Петербург, и первое предложение о постановке поступило именно от Мастера. Летом прошлого года Спивак принял на курс в РГИСИ 40 абитуриентов, сделавших выбор в пользу режиссуры и актерского мастерства, теперь их называют «пятыми спиваками».