АЛЕКСАНДР СТРОЕВ: ОБАЯНИЕ ЛЕГКОСТИ

Источник – журнал «Театр+», октябрь 2020
Текст – Екатерина Омецинская

Этот артист театра и кино отмечает нынешней осенью несколько примечательных дат: личное 55-летие, 25-летие службы в труппе Молодежного театра на Фонтанке, а также четвертьвековой юбилей своего появления на киноэкране – в новелле «Трофим» из альманаха Алексея Балабанова «Прибытие поезда».



Теперь, когда за плечами з. а. России Александра Строева два десятка громких театральных ролей и полсотни исторических и современных киногероев, странно даже подумать о том, что этот статный зеленоглазый красавец с басовито-густым запоминающимся голосом мог и вовсе не стать актером. Зато мог стать фигуристом, теннисистом, виолончелистом или исключительно режиссером. Если первые три ипостаси с детства всячески поощрялись родителями (но так и не нашли преимущественного применения во взрослой жизни сына), то последнюю абитуриенту Строеву нешуточно рекомендовали к выбору в школе-студии МХАТ. Совет «учиться на режиссера» не произвел должного впечатления на своевольного юношу, в итоге поступившего в 1983 г. в ЛГИТМиК на актерский курс знаменитого Аркадия Кацмана. Однако ныне на счету режиссера Строева – несколько успешных постановок в нескольких петербургских театрах...

Окончить курс Александру пришлось уже у другого педагога: в учебные планы вмешалась служба в армии. После выпуска, запомнившегося спектаклями «Удалой молодец – гордость Запада» Дмитрия Астрахана и «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке нового мастера – Андрея Андреева, Строев коротко работал в театре «Народный дом», а в 1991-м пришел в ТЮЗ им. А.А. Брянцева, который в то время возглавлял Андреев.

На тюзовской сцене не обошлось без «крещения» легендарным «Коньком-Горбунком», участия в постановках «Кошка, которая гуляла сама по себе» и «Маленький принц». Но в 1994 г. в биографиях сразу нескольких молодых артистов, учеников Кацмана и Андреева, входивших в труппу театра на Пионерской площади, произошло то «обыкновенное чудо», что в мгновение ока меняет творческие судьбы. Режиссер Григорий Козлов поставил в ТЮЗе «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского. Роль приятеля Раскольникова, студента Разумихина была определена для Александра Строева…

«Преступление и наказание» можно назвать программным, культовым спектаклем. Из него «выросли» сразу несколько значимых для отечественной культуры актеров и режиссеров. И Строев, бесспорно – один из тех, кого публика и критика запомнили после участия в этой работе Козлова. Строевский Разумихин был невероятно легок и чувствителен при явных мужественности и решительности. Он задавал атмосферу человеческого окружения главного героя, удивлял искренностью и подлинностью сценической жизни. Душевные порывы и физические реакции Разумихина, его переживания, были узнаваемы и понятны. Они, словно машина времени, уничтожали столетний разрыв между персонажами Достоевского и зрителями. Вполне вероятно, что после такой роли «малоподвижная» роль грибоедовского Скалозуба, вскоре предложенная ТЮЗом Строеву, стала толчком к уходу актера в 1995 г. в Молодежный театр. Правда, на тюзовских подмостках Строев (в роли любвеобильного кутилы Федора Ивановича) появится еще раз – пять лет спустя, когда на малой сцене Григорий Козлов и Иван
Латышев «соберут» «Лешего», свитого из единомыслия и взаимопонимания всех участников. А еще в 1998 г., случился такой же легкий и искренний как Разумихин, но не менее цельный хулиганистый баловень Лаэрт в театре «Фарсы». И «Гамлет» Виктора Крамера тоже стал знаком, приметой театрального Петербурга 90-х…

По приходе в театр на Фонтанке Строев сразу получил возможность применить свой недюжинный комедийный дар. Михаил Черняк, режиссер голдсмитовской комедии «Ночь ошибок» (1996), предложил артисту роль недоросля и маменькиного сынка Тони Лумпкинса, стремящегося остаться в общем круговороте событий при своем интересе. Спектакль с успехом шел в Молодежном театре на протяжении 17 сезонов, и до сих пор с любовью цитируется и вспоминается поклонниками. Среди долгосрочных удач Александра Строева так же роли в постановках Семена Спивака «Касатка» (1999, Илья) и «Три сестры» (2005, Тузенбах). В паузе между этими двумя спектаклями из репертуара Молодежного, – роль брутального циника, завоевателя и провокатора Амальрика в спектакле «Запретный плод» театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова» и режиссера Ирины Долининой. И здесь выигрышной оказалась удивительная естественность, легкость существования Строева на сценической площадке: артист вновь отрицал условность театра, умело используя свою природу на пользу образа.

В качестве режиссера Строев впервые проверил свои силы на сцене Молодежного театра в 2006 г. Избранная и изрядно перекроенная им пьеса Александра Радовского «Король и принц, или Правда о Гамлете» суть фантазия на тему непростых отношений героев Шекспира. Спектакль, в котором Строев-актер сыграл роль напористого Клавдия, соблазнителя Офелии, был скроен из множества режиссерских отсылов и ассоциаций, не утяжелявших, а, напротив, разнообразивших действие. То, что официальный дебют Строева-режиссера не получил единодушной поддержки критики, не смутило Строева-человека, не скрывающего, что занимается «по жизни» только тем, что ему интересно. Так, с 2008 г. Александр Михайлович стал педагогом в Балтийском институте экологии, политики и права, где и поныне является главой кафедры сценического искусства. В 2019 г. вместе со своими учениками мастер создал негосударственный камерный театр «Эхо», уже отмеченный номинацией премии «Золотой софит».

О «большой форме» Строев тоже не забывает. В 2015 г. им был поставлен на сцене ДК им. Горького мюзикл «Безымянная звезда», в 2016 г. в Театре «Буфф» состоялась премьера «Пиф-паф!», в основе которой – «Самоубийца» Николая Эрдмана. Спектакль получился стильный, динамичный, тщательно продуманный и крепко сыгранный. В родном Молодежном Строев продолжает репетиции чеховской «Чайки», с завидной регулярностью «проявляясь» то в «громком» «полном метре», то в известных сериалах. И по-прежнему, любая его роль, любое начинание не выглядят выстраданными и многотрудными, производя впечатление легкости и естественности бытия. Верный признак хорошего артиста.