Источник - Театрал №11, ноябрь 2012 года
Текст - Мария КРОСС
«На Фонтанке» продолжают изучать маленького человека
То что Семен Спивак обратился к роману «Идиот», вполне закономерно. В течение уже долгого времени режиссера волнует тема человека с «лица не общим выраженьем» - мечтателя, идеалиста, романтика. Подтверждения тому - его Катерина в «Грозе» (премьера 1993 года) и Дон Кихот из спектакля по пьесе Булгакова (премьера 2008 года) - люди «не от мира сего», не согласные жить в состоянии разлада со своей душой. Закономерно появление в этом ряду и князя Мышкина.
Высокий молодой человек в мешковатой одежде с блаженным выражением лица неторопливо выходит из-за кулис. Окинув взглядом зрительный зал, он проходит к центру сцены и поворачивается лицом к фронтальной серой панели, на которой, как на экране огромного компьютера, проецируется «стрелялка» начала 1990-х. Расстрел, еще один расстрел, еще один... Таковы правила мира, которому противостоит Мышкин. Только он один не пройдет в пространство «по ту сторону» серой панели, где позже будет полыхать адский огонь камина, в который Настасья Филипповна предложит броситься Танечке, спасая горящие сто тысяч...
На протяжении всего спектакля видна инсталляция, воспроизводящая монитор компьютера. Убывание заряда в его батарее - одно из средств спектакля, вкупе с другими подчеркивающее трагизм происходящего. К концу спектакля заряд батареи кончится...
Князь Мышкин в исполнении Анатолия Друзенко похож на святого с православной иконы - физически сильный, но смиряющий себя человек. Семейство Епанчиных он очаровывает не столько красочными рассказами, сколько кротостью, готовностью принимать людей такими, как они есть, как их задумал Бог. Мышкин похож и на Белого рыцаря из современного фэнтези, противостоящего злу. Недаром Аглая читает князю стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» Впрочем, рыцарь окажется поверженным,
когда Ганя Иволгин в третий раз публично назовет его идиотом. Спектакль населен многочисленными и столь важными для Достоевского «маленькими людьми».
Замечателен Фердыщенко (Андрей Зарубин) - легкий, верткий, как бес. Интересны мелкий чиновник Лебедев (Денис Ворошилов, Сергей Яценюк), мгновенно с гибкостью пластилина перестраивающийся с целью угодить богачу Рогожину; генерал Иволгин (Николай Иванов), подобно урагану врывающийся в пространство спектакля...
Но, пожалуй, самый мощный образ спектакля - нервная и страстная Настасья Филипповна. Благодаря трагическому темпераменту молодой актрисы кульминационная сцена званого вечера достигает накала. А заключительный момент, когда Рогожин со товарищи поднимают Настасью Филипповну с разведенными в стороны руками, вырастает до символической картины поруганной и распятой красоты.
Как известно, город стоит до тех пор, пока есть в нем хотя бы один праведник. Но вот Мышкин покидает сцену, и заряд батареи сценического интерфейса кончается. Устоит ли этот мир, если в нем не будет Мышкиных? Спектакль производит впечатление не эскиза, а завершенного и цельного произведения, ведь символическим театральным языком в нем обозначены ключевые мотивы романа.