ПОРОЧНЫЙ КРУГ АБЬЮЗА

Источник – Tеатрал от 17 октября 2022 года

Текст – Анастасия ЕВТЕФЕЕВА

Молодежный театр на Фонтанке впервые привез в Москву остросоциальную драму «Я жду тебя, любимый…», которую режиссер Борис Макаров поставил по одноименной пьесе Дарио Фо и Франки Раме (художественный руководитель постановки Семен Спивак). Моноспектакль сыграли на сцене театрального центра «На Страстном» в рамках фестиваля Solo.

На протяжении почти полутора часов главная героиня Мария (актриса Нина Лоленко) – замужняя женщина средних лет, домохозяйка с двумя детьми – ведет откровенный разговор с тремя сотнями зрителей, сливающимися в единый образ новой соседки из дома напротив – Джульетты. Стоя на просцениуме и глядя в зал как в воображаемое окно, Мария рассказывает о самом лучшем муже, который ей изменяет, бьет и запирает в квартире, о калеке-девере, который лапает и ее, и помощниц по хозяйству, рассказывает о том, как впервые в жизни почувствовала себя счастливой – рядом с молодым любовником и о попытке суицида, когда муж узнал о связи на стороне.
 
Жизнь Марии – сущий ад. И от него нет спасения даже в материнстве: за маленьким сыном она выносит горшки с таким же мученическим выражением лица, как и за инвалидом-деверем, от приставаний которого приходится отбиваться каждый раз при входе в комнату. Уход за ребенком для нее – такая же рутина, как ежедневные дела по дому, между которыми нельзя пропустить звонок благоверного, чья ревность доходит до смешного. «Где ты?» – спрашивает он, звоня на домашний телефон.

От такой жизни хочется бежать, куда подальше. Но этого хочется нам, наблюдателям со стороны. А как Марии в этом аду? На первый взгляд, когда мы еще не знаем всех прелестей ее семейной жизни, эта женщина кажется счастливой. Еще бы! Уютный дом со всеми благами типа холодильника, который (о чудо!) делает ледяные шарики, телевизора, кофемолки и стиральной машинки с 24-мя программами стирки. «Благодаря ему у меня все есть!» – говорит она в трубку новой соседке, не забывая похвастаться и четырьмя шубами, подаренными мужем. Но в том, что она счастлива, Мария старательно убеждает не только соседку, но и саму себя. Ведь в доме, которым она так восхищается, ей даже поговорить не с кем. Потому знакомство с Джульеттой для нее – манна небесная!
 
Слово за слово и картинка счастливой семейной жизни, которую Мария так долго выстраивала для новой знакомой, – идет прахом. Вскрываются нарывы, простое прикосновение к которым рождает пронзительный крик. От боли. «Чуть что – по физиономии, и сразу – в постель. Сразу любовь ему подавай! А мне после мордобоя не до любви… Но ему плевать!» – рассказывает Мария.

О физическом и психологическом насилии, о жертвах абьюза, которые не могут (и не всегда хотят) вырваться из порочного круга рутина-напряжение-толчок-абьюз-оправдания-покой-рутина, с театральной сцены говорят не так уж и часто. А между тем в России в 2020-2021 году от домашнего насилия погибло 2680 женщин, а в мире, по данным ВОЗ, насилию подвергается почти каждая третья женщина. Проект Театра на Фонтанке ценен тем, что не только говорит на одну из самых замалчиваемых сегодня тем, но и пытается помочь жертвам абьюзивных отношений – после спектаклей организовывают паблик-токи, где зрители могут пообщаться с психологами Центра по вопросам зависимостей и деструктивных отношений.
 
Постановка Молодежного театра отличается от оригинального текста Дарио Фо и Франки Раме главным образом тем, что постановщик дарит героине возможность стать счастливой, самостоятельно определив свою судьбу. Но тут же возникает вопрос: может ли жертва уйти от своего насильника и построить новую жизнь? Во многом театральная инсценировка щадит и Марию, и зрителя. Создатели спектакля не идут по пути обострения, предложенному пьесой, они акцентируют внимание на переживаниях героини, ее внутренней жизни, скрытой от глаз окружающих. Нина Лоленко играет Марию со всеми ее зависимостями, ежедневными страданиями, уговорами самой себя и убеждением других в том, что она счастлива, с ее страстью к молодому любовнику, которая сначала женщиной отрицается, а потом овладевает ею окончательно и бесповоротно. За полуторачасовой спектакль актриса успевает побывать в очень разных эмоциональных состояниях. Вот Мария в ее исполнении воодушевлена и общительна. Вот она немного встревожена: лукавит и, заглядывая в зал (читай: в окно соседки напротив), пытается понять, верят ли в ее россказни про идеального мужа. Вот она на грани истерики и срывается на пронзительный крик. Вот она опустошена и спокойно соглашается, что муж ее использует. Вот она, пару минут назад веселая, похолодев и сгорбившись – словно почувствовала всю тяжесть жизни на собственных плечах – идет выносить очередной горшок за деверем. А вот она счастливая, отдавшись страстным воспоминаниям о недавнем романе, рассказывает о нем соседке и, кажется, каждой клеточкой тела снова проживает эту эйфорию. А еще Мария с замиранием сердца слушает классику, ставя на паузу все дела – даже желанный разговор с Джульеттой. Есть в этой страсти что-то парадоксальное… Удивительно, как женщина, живущая в атмосфере пошлости, жестокости и нелюбви, не потеряла способности чувствовать прекрасное и на несколько секунд «выпадать» из реальности, полностью отдаваясь музыке.

Марии Нины Лоленко безоговорочно веришь. Из ее уст правдоподобно звучат рассказы и о доме-полной чаше, и о любящем муже. Ей сочувствуешь, когда понимаешь, что все это ложь. Ты чувствуешь боль, когда она рассказывает, как резала вены в ванной. «Сколько у нас на теле этих венок!» – восклицает Мария с такой интонацией, что вызывает тихий смех в зале. Вообще в спектакле комическое и трагическое связаны очень тесно, и Нина Лоленко переключается с одного на другое так, что это не вызывает недоумения – мол, как после такого можно смеяться. Можно. И смеяться, и шутить. Жизнь, она складывается из таких противоречий, которые, будучи частями одного целого, друг без друга не существуют. И кажется сейчас, как никогда, мы всей страной это так хорошо понимаем...

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо