Юбилей в три аккорда

Источник: журнал "Театрал"
Текст: Сергей Коробков

В Молодежном театре на Фонтанке отметили праздник

Исполнилось 45 лет Государственному Молодежному театру на Фонтанке: праздничную дату на обеих сценах Измайловского сада – Большой (новой) и Малой (исторической) отметили, совместив с двумя другими – 75-летием художественного руководителя Семена Спивака и 35-летием его руководства театром, созданным Владимиром Малыщицким и ведомым затем Ефимом Падве.

Три даты – как три аккорда – определяют историю Молодежного театра в Санкт-Петербурге: 1979, 1983 и 1989. Связаны они с именами режиссеров, исповедовавшими на подмостках разное, но похожими в главном – своем внимании к жизни человеческого духа. Знаменитое выражение Станиславского долго «отдыхало», притянувши к себе от частого употребления чуть ли не иронические оттенки, но лучше и точнее в определении главной задачи театра – чем он занимается и почему будет актуален всегда – никто ничего не изобрел. Слова создателя первого режиссерского театра в Отечестве вернулись в обиход и сделались безусловным символом веры. О главном на театре и о своих выдающихся предшественниках сам Спивак тепло и с благодарностью вспоминал на вечере «Крупным планом», что начал юбилейную программу, и художественную преемственность в Театре на Фонтанке обозначил четко. Начали с презентации фильма «Семен Спивак. Десять заповедей режиссера» (автор сценария и режиссер Иннокентий Иванов, оператор-постановщик Максим Коновальчук) и выпущенных издательством «Балтийские сезоны» его же, Спивака, мемуаров «Чужое таинство». Разговор же с переполненным зрительным залом пошел о том, как в Театре, построенном Владимиром Малыщицким (первый аккорд – 1979) и Ефимом Падве (второй – 1983) и потом перешедшим под руководство Спивака (третий – 1989), за 45 лет как в зеркале отражалось всё, чем полнилось текущее время.

Современность и своевременность звучания практически всех без исключения спектаклей в Измайловском саду и при рождении Театра, и сегодня тем и определяются: вниманием к течению жизни, ее переменам и волнениям, вызовам и испытаниям. К жизни человеческого духа. Молодежный театр на Фонтанке, справедливо получивший негласный статус Театра-Дома и Театра-Семьи, какие нынче, увы, все труднее встретить, декларированной при создании идее (определим ее как «Человек и Время») ни разу не изменял, а преемственность в своей среде, включая многоадресную зрительскую аудиторию, почитал главным принципом жизни. Так завели, на том стояли, с тем пришли к поре своего цветения.

В книге «Чужое таинство», только-только увидевшей свет, можно найти признание Спивака: придя в Театр на Фонтанке, он стал культивировать в себе «короткую память», дабы легче войти в семью, созданную и воспитанную Малыщицким и Падве: не обижаться и не растить обид, изгонять сомнения, унимать тревоги, преодолевать смятения. Чтобы стать своим в семье, приходилось работать наперекор человеческим возможностям и погружать в работу тех, кто однажды признает его преемником, полноценным домочадцем, кто пойдет за ним без страха и упрека. «Короткая» память росла, тени ушедших становились длиннее, время диктовало ритм, человек в нем становился в полный рост, чтобы зрители, рассматривая его, находили сходства с собой: в спектаклях Спивака по Разумовской, Мрожеку, Мольеру, Островскому, Брехту, Мисиме, Шекспиру, Булгакову, Бабелю, Алексею Толстому, Аную, Володину, Чехову, Баеру, Арбузову, де Филиппо, Достоевскому, Лорке, Моэму, Розову, Вампилову, Шукшину жизнь человеческого духа, мерцая и пульсируя, обретала манящие очертания.

Лев Абрамович Додин в своем поздравлении худруку сказал о том, что в любом из них, этих спектаклей, Театр на Фонтанке видит свет. Стремится к нему вместе со зрителем, чувствует его и непременно достигает. Сложными путями, лабиринтами и закоулками персонажи сорокопятилетней «саги» Молодежного театра на Фонтанке пробивались к свету и истинам, и их извилистая дорога к ним в конечном счете и сделалась идеей Спивака и его коллекционной труппы. Дорогой человеческой силы и всетворящей силы человеческого духа. Ею шли «старики», о которых начинавшая на Фонтанке Нина Усатова в юбилейном видеопослании Спиваку и Театру сказала как об опоре настоящего Дома; ею – проторенной – идут новые поколения «спиваков» – представители пяти наборов Мастерской Семена Яковлевича – выпускники РГИСИ. От них слово на юбилее держал Сергей Морозов – худрук Театра «На Литейном».

Поздравлений от театрального братства Петербурга на экране Большой сцены праздничным вечером звучало много, и все, кто поздравлял, говорили о своей любви к Театру на Фонтанке горячо и взволнованно: Сергей Паршин и Анастасия Мельникова, Сергей Шуб и Лариса Луппиан, Григорий Козлов и Виктор Минков, Петр Шерешевский и Андрей Сидельников, Юрий Шварцкопф, Александр Петров, Юрий Александров…

Талантливо, ярко – так же, как поздравляли, отвечала на приветствия труппа, пригласившая зрителей и гостей тройного юбилея в воображаемый санаторий «Спиваковские зори» – место силы, зону оздоровления, территорию душевной реабилитации. Актер и режиссер Михаил Черняк выстроил традиционный капустник чередой шуточных поклонов театру-дому, чью историю можно читать по спектаклям, объединяя названия текущего репертуара в диптихи-триптихи-полиптихи и приглашая публику в воображаемые «процедурные», где «врачи-специалисты» разных мастей могут оказать квалицированную помощь: подлечить, оздоровить, реабилитировать. Рефрен двух конферансье – Михаила Черняка и Александра Черкашина – запомнился: «Предупреждаем, что очередь на процедуры ограничена – записывайтесь заранее!» Записаться хотелось тут же и на все подряд, включая грядущую премьеру Театра на Фонтанке – «Бруклинскую сказку» по пьесе Вуди Аллена. Еще бы – на сайте театра уже размещен анонс, где черным по белому начертано то, что говорит о несменяемости и неотменяемости высоких идеалов Спивака и его семьи-команды: «Сюжет, сочиненный Алленом, – повод порассуждать, что в этом мире подлинно, а что является подделкой, обманом и самообманом, что имеет цену, а что во веки веков бесценно».

Бесценной россыпью талантов зазвучала Большая сцена теплым вечером, соединившим юбилейные даты «75-45-35» в Измайловском саду. Пели проникновенно – сверкающая энергией и исполненная верой Василина Кириллова («Спасибо, жизнь» Максима Дунаевского и Роберта Рождественского), непревзойденная Алла Одинг (романс Исаака Шварца «Эта женщина в окне» и баллада Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство»), харизматичный и проникновенный Владимир Маслаков, яркие и ироничные сестры Вершинины; любовную лирику Серебряного века читала восхищающая своими актерскими ипостасями Регина Щукина; танцевали – все! Включая самого Семена Спивака, поднявшегося на сцену, чтобы партнерствовать недавним выпускниками своей Мастерской по РГИСИ. Только-только принятые в труппу, они излучали счастье, словно приговаривая в танце: «Да будет свет!»
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо