Источник – арт-журнал «Около» от 28 февраля 2022 года
Текст – Инна ЗАЙЦЕВА
27 февраля на сцене Молодежного театра на Фонтанке в абсурдистской, современной и виртуально-психоделической комедии «#Женитьба_net» герои пытались найти любовь на сайтах знакомств и составить образ идеального партнера в онлайн-приложениях, обменивались смс и советовались с приятелями в чатах на языке классика мировой литературы — Николая Гоголя. Режиссер-постановщик этого «совершенно невероятного события» Александр Кладько с помощью уникальных декораций – экранов и видеоряда перенес персонажей «Женитьбы» в фантастическое пространство в стилистике «Матрицы», где стремление к совершенству заводит безвольных и растерянных, но все же настоящих людей в ненастоящую реальность цифр и кодов, в которой близость может быть только в Интернете.
Оригинальность постановки заключается, прежде всего, в том, что текст пьесы остался практически без изменений. Язык Гоголя с его тавтологией, необычными словами и словосочетаниями, метафорами и алогизмами, разговорно-бытовыми фразами и меткими фразеологизмами – удивительно универсален и мелодичен. Он великолепно звучит как в классических постановках, так и в современных, и замечательно сочетается как с народными песнями, так и с техно. Именно это качество позволяет обыгрывать на сцене произведения Гоголя в разных вариациях, без ущерба, обогащая и развивая мысль.
Александр Кладько дал в руки Подколесину, роль которого исполнил актер театра и кино Андрей Шимко, сотовый и разместил героя на диване. Первые несколько минут спектакля актеру достаточно просто лежать, сложив одну ногу на другую, перелистывая бесконечную серию фотографий девушек: одни ищут любовь, занимаясь бегом в Сосновке, другие готовы ответить только «воспитанному и аккуратному».
Современному мужчине не нужно идти на охоту, совершать подвиг ради прекрасной дамы или прилагать какие-то иные усилия для того, чтобы создать ячейку общества. Достаточно взять в руки телефон, а затем, лежа или сидя в полном комфорте, просто смотреть картинки на экране.
Зрители, вслед за героем, смотрят на множество экранов, расположенных по периметру сцены, на которых появляются видеообращения девушек, чаты и, в том числе, собирающее лайки видео самого Подколесина с грустными глазами и растерянным лицом, размышляющего вслух о том, что жениться, конечно, хорошо бы, но не сейчас, а когда-нибудь завтра.
Отношение к женщинам, как к товару, который можно выбирать по таким критериям, как форма, приданое или набор навыков – это сходство, которое позволяет соединить две временные линии – ту, которая имеет место в пьесе Гоголя, и ту, в которой живет современный зритель. Комизм и одновременно драма пьесы заключается в том, что все остальные женихи так же, как и Подколесин, исходят не из чувств, а из собственных меркантильных или нарциссических интересов.
Страдающий из-за своей «съедобной» фамилии экзекутор Яичница (Константин Воробьев) напрямую интересуется приданым и домом, а сам жалеет для девушки даже времени. Жеманный отставной офицер Анучкин (Андрей Кузнецов) ждет, что невеста будет говорить с ним по-французски. Сочувствие вызывает, разве что, моряк Жевакин (Евгений Клубов), который, несмотря на всю развязность и любовь к женскому полу, включая заигрывания и со служанкой, действительно увлечен «розанчиком» Агафьей и не готов оставлять попытки найти любовь даже после семнадцатой отказавшей ему невесты.
«Розанчик» — Агафья (Юлия Шубарева) в розовом платье и с розовыми волосами – белая, румяная, «кровь с молоком» слушает в больших наушниках музыку и играет в компьютерную игру, вроде «Игры в кальмара», задача которой — расстрелять ретивых женихов, а проигрыш знаменуется свадебным маршем. Юлия Шубарева создала очень застенчивую и тревожную Агафью с высокими запросами. Будущий муж обязательно должен быть дворянином. Как и женихи, Агафья выбирает мужчину, не интересуясь его личными качествами, по форме носа или положившись «на волю Божию».
«Невеста, дура что ли?», — удивляются женихи. И действительно, наивность Агафьи настолько велика, что ее легко обводит вокруг пальца друг Подколесина – Кочкарев (Александр Черкашин). Внушив женихам, что девушка безобразна и не умна, а Агафье, что любовь всей ее жизни – Подколесин, Кочкарев лучше свахи Феклы почти справляется с тем, чтобы обвенчать друга с избранницей.
Не меньше манипуляций требуется и для вдохновения Подколесина, который готов откладывать свое решение до бесконечности. Словно отец, Кочкарев спрашивает друга: «Ты для чего живешь?», «Посмотри в зеркало: что ты там увидишь?».
Смотрит Подколесин, в результате, не в зеркало и даже не в окно, как у Гоголя, а в «Window», предпочитая виртуальное пространство семейной идиллии. В постановке Молодежного театра на Фонтанке нет последней сцены, где вслед Подколесину говорятся слова, цель которых — пробудить стыд за его поступок. Эти последние реплики, словно мораль в конце басни. Без них меняется смысл. У Гоголя, несмотря на побег Подколесина, женитьба есть, просто она должна быть не по расчету, а по любви. В постановке Александра Кладько, как и следует из названия, женитьбы нет, возможно, потому что виртуальный мир с его услужливыми роботами, удобными приложениями и идеально подобранными специально для вас образами для многих людей уже десятки лет гораздо интереснее, чем реальность.
И все же «#Женитьба_net» — это, прежде всего, комедия. Комизм создают актеры, включая сыгравшую игривую сваху Феклу заслуженную артистку России Регину Щукину и танцующую лучше Майкла Джексона Евгению Лыкову в роли очаровательной, готической служанки. Не обошлось без абсурда и гротеска. Интересно, что «Женитьба» Гоголя часто вызывает у режиссеров желание добавить нечто неожиданное. В Театре Ленсовета в постановке Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» — это клоунские носы, стихи Пушкина и Цветаевой, а в Молодежном театре на Фонтанке – широкие, слишком театральные жесты и неестественные позы, в которых застывают персонажи, робот Степан, стон, переходящий в пение Аве Марии, эхо и такие визуальные эффекты, как чайки, с которыми персонажи ведут диалог.
Премьера спектакля состоялась 18 декабря 2021 года. Это уже не первый раз, когда Александр Кладько сотрудничает с Молодежным театром на Фонтанке. Режиссер поставил здесь спектакль «Старые дома» в 2005 году. Александр Кладько также ставил спектакли в театрах России, Европы и Китая, работал вторым режиссером с Александром Сокуровым, руководил съемками документального фильма «Народ читает Блокадную книгу Даниила Гранина».
«#Женитьба_net» — не просто осовремененная классика, а вопрос к зрителю – «Останемся ли мы людьми, если реальная жизнь со всеми ее сложностями заменится цифрой?». И, если продолжить эту мысль: возможна ли будет настоящая близость в этом новом мире и некое другое продолжение отношений вместо брака?