Источник – журнал «Театр+», апрель 2021 года
Текст – Елена ЧУКИНА
В мае исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Многие его произведения, часто имевшие непростую судьбу и сложное восхождение на сцену, стали знаковыми для истории театра, а воплощения булгаковских сюжетов были связаны с ярчайшими актерскими и режиссерскими именами К. Станиславского, А. Эфроса, В. Плучека, С. Юрского, О. Ефремова, И. Смоктуновского и многих других.
Сегодня в Петербурге имя великого писателя все чаще появляется на афишах. Спектакли по произведениям Булгакова идут сразу в нескольких театрах – Театре им. А. Миронова, «Мастерской», «Приюте комедианта», «Балтийском доме», Учебном театре… Особое значение творчество Булгакова имеет и для Молодежного театра на Фонтанке. Художественный руководитель театра Семен Спивак уже дважды обращался к пьесам писателя: в 2000 году появились «Дни Турбиных», которые 15 лет не сходили со сцены, в 2008 году зритель впервые увидел «Дон Кихота», до сих пор остающегося в репертуаре. В мае 2021 года в Молодежном родится еще один булгаковский спектакль в постановке Семена Спивака – «Кабала святош».
По признанию режиссера, на протяжении жизни его восприятие творчества Булгакова менялось, как, впрочем, менялось и восприятие мира. «”Дни Турбиных” мы ставили не о гражданской войне, не о столкновении армий, не о гибели русского офицерства, а о том, что в лихие времена важно сохранить домашний очаг», - отмечает Спивак. «Дни Турбиных» – спектакль сильного пола: на пару десятков мужских в нем лишь одна женская роль. Елена Турбина-Тальберг в исполнении Екатерины Унтиловой была не только всеобщей любимицей, хранительницей семейного очага. Её образ тяготел к символу: уберечь ее в разваливающемся мире означало сохранить смысл бытия.
Спектакль стал истинной театральной легендой Петербурга. Билеты на него зрители бронировали за месяц и занимали очередь за час до открытия кассы, чтобы попасть на последний спектакль…
«Дон Кихот» Молодежного театра поставлен о мечтателе, поэте, идеалисте, чей конфликт с рациональным, прагматичным временем приобрел причудливые, фантастические, формы – смешные и вместе с тем печальные. Странствия Дон Кихота в исполнении артиста Андрея Шимко – это и возвращение в утраченный рай детства, и блуждания в волшебном мире собственных фантазий, и злоключения в жестокой и грубой действительности.
«Мы, очень серьезные, практичные люди, входим в конфликт с ребенком, который находится внутри нас и хочет жить совершенно иначе. Боюсь высказать такую шальную мысль, но мне кажется, что «Дон Кихот» - это одна из первых историй о маленьком человеке», - рассказывает Семен Спивак.
Пьеса М.А.Булгакова «Дон Кихот» стала одним из самых значительных явлений в театральной истории сервантесовского героя. Трагический разрыв мечты и действительности, остро ощущаемый Булгаковым, закономерно привел его к теме последней инсценировки. С опальным и гонимым Сервантесом Булгаков ощущал духовное родство. Булгакову была очень близка драма, выраженная словами Дон Кихота: «Меня лишили самого драгоценного дара, которым награжден человек, - меня лишили свободы!» «Дон Кихота» называют завещанием Михаила Булгакова потомкам.
При жизни автора пьеса не ставилась и не публиковалась. Она была написана в 1938 году по просьбе Театра им. Е. Вахтангова, однако впервые «Дон Кихота» перенес на сцену Театр им. А.Островского в Кинешме (режиссер А. Ларионов) в 1940 году, через полтора месяца после смерти драматурга.
Пьесу о великом французском комедиографе Ж.-Б. Мольере «Кабала святош» Булгаков написал в 1929 году, и в 1930-м она была принята к постановке в Московском Художественном театре. Однако Главрепертком запретил пьесу, повествующую об отношениях Художника и Короля. Произведение претерпело множество исправлений и цензорских купюр, название было заменено на «Мольер». На таких условиях и состоялась премьера спустя шесть лет после первой читки автора труппе.
Но спектакль был снят с репертуара через семь показов несмотря на неизменные аншлаги. Рецензенты писали о несоответствии образа великого французского драматурга советским представлениям о нем как о борце за реализм, противнике религии, королевского абсолютизма и т.д. Булгаков же утверждал, что его, прежде всего, «привлекала личность учителя многих поколений драматургов – комедианта на сцене, неудачника, меланхолика и трагического человека в личной жизни…».
С годами пьеса «Кабала святош» стала одной из самых востребованных в русском театре. Ее ставили на ведущих театральных сценах – в московском Ленкоме, БДТ им. Г. Товстоногова, Малом театре… Каждый постановщик рассказывал историю своего Мольера – историю творца, обласканного, а затем погубленного; историю человека, замученного театральными дрязгами; историю лукавого комедианта; историю уставшего от жизни старика… «Кабала святош» дает простор для творческой интерпретации.
Нарочно или нет, на многие роли в предстоящей премьере Молодежного театра Семен Спивак пригласил артистов, с которыми уже работал в предыдущих постановках пьес Булгакова. Например, Мольера сыграет Сергей Барковский (Алексей Турбин), короля Людовика IV – Андрей Шимко (Дон Кихот), архиепископа де Шаррона – Роман Нечаев (капитан Студзинский из «Дней Турбиных» и Санчо Панса из «Дон Кихота»). Исследование булгаковских миров в Молодежном театре продолжается…