ТАЛАНТ – ЭТО ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 Источник – «Литературная газета», 4 мая 2023

Текст – Владимир Желтов

В петербургском Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера документального фильма о художественном руководителе театра народном артисте России Семене Спиваке.

Это первый фильм-портрет, созданный Иланной Некрасовой в рамках авторского цикла «Красота спасет мир», посвященного выдающимся представителям разных профессий и призваний, которые живут «по законам красоты».

Семен Спивак из тех редких людей, которые при общении с журналистами предельно откровенны. В каких-то случаях, потом он и сам задается вопросом:

- Не слишком ли я разоткровенничался?

Фильм «Семен Спивак. Красота спасет мир» и начинается с монолога-откровения, где Семен Яковлевич подробно рассказывает невероятную историю, случившуюся с ним в далеком 1992 году.

- Я репетировал «Грозу» Островского. Вообще-то я репетирую легко - сосредотачиваюсь на работе до такой степени, что словно слышу подсказки откуда-то сверху... И получается спектакль. «Гроза» у меня не шла. Не шла месяц, не шла другой, не шла третий.

Однажды где-то в ноябре я приехал из театра домой часов в восемь вечера. Жена спрашивает: «Ужинать будешь?» – «Да». И вдруг я смертельно захотел спать. Описать это невозможно… Вырубало! Я подошел к дивану и, как понимаю, мгновенно уснул. И от окна – «хотите – верьте…», как говорят в сказке, – отделилась фигура. Я сразу понял, кто это. Я подумал, что умираю, и спросил: «Ты за мной?» – «Нет, я только на тебя посмотреть». (Мы общались на каком-то подсознательном уровне.) И все растворилось. Я спал минут пять, не больше.

И на следующий день, хотите – верьте, хотите – нет, репетиции пошли. Произошел очень важный момент в жизни… После этого я много прочитал об Островском. Он, оказывается, был очень верующим. А так как я об этом не думал, я не видел свет, который он вставил в свое произведение. Очень много света, света души. А теперь я его увидел. С тех пор я понимаю, что такое свет. Я пытался ставить спектакли без света – они у меня не получаются.

В фильме нет кинематографического пересказа биографии героя – нет даже его «семейного фотоальбома». Есть – Мастер (именно так, с большой буквы), довольно-таки скромно одетый (джинсы, клетчатая рубашка) для роскошного дворцового интерьера, где преимущественно проходили съемки; есть реальные результаты его работы – фрагменты спектаклей, принесших славу Молодежному театру. Психологический портрет Мастера и Человека (опять же с большой буквы) складывается из его ответов на вопросы Иланны Некрасовой, рассуждений, умозаключений. Спивак то и дело сам задается отнюдь не риторическими вопросами.

- Что такое талант? Талант – это чувствительность. А большой талант – большая чувствительность. Искусство для чего существует? Каждый день в быту, на работе, в магазине, в троллейбусе или в трамвае, мы забываем свои цели, задачи, призвание, забываем, что такое любовь. Искусство возвращает человека к себе. Когда получается спектакль, я вижу зрителей, которые молча выходят из зала, молча идут по Измайловскому саду и смотрят не под ноги, а на деревья, на небо. Человек вспоминает, что он не только айтишник, предприниматель, учитель, врач…

Почему Спивак вспомнил книгу итальянского актера и режиссера Джорджо Стрелера «Театр для людей», даже не саму книгу, а ее название – очень точное? Потому что именно такой руководимый им Молодежный театр на Фонтанке. Театр для людей – не для критиков и членов жюри различных театральных премий.

Предельно деликатно показано Некрасовой театральное «закулисье», и важный момент – на подходе к кулисам Спивак резко останавливается: «Это выход на сцену – здесь у меня дух захватывает». И это, заметим, на тридцать четвертом году работы художественным руководителем Молодежного театра!

Вспомнив одну из визитных карточек Молодежного- спектакль «Дни Турбиных», Иллана Некрасова призналась, что при недавнем «перепрочтении» «Белой гвардии» почувствовала: героям Михаила Булгакова не хватает человеколюбия. И попросила своего собеседника назвать писателей, драматургов, в произведениях которых человеколюбие есть. Первым Спивак – сходу – назвал Чехова:

- Я только один раз ставил Чехова и сейчас со студентами репетирую девятнадцать его рассказов, но я понял, что он героев своих любит, очень любит и жалеет. Почему-то в меньшей степени женщин…

Некрасова отметила поэтичность спектаклей Молодежного театра. Семен Яковлевич подтвердил, что он ставит спектакль так, чтобы из слов создать музыку. Слова должны переходить в мелодию, поэтому репетируется каждое слово.

Показан и репетиционный процесс. Отобран по-настоящему живой фрагмент, где на репетиции Семен Спивак не учит молодого актера, как играть, а советует:

- Ты себя найди! Ты же чистый человек! Ищи живую интонацию!

И удивляется, обращаясь к остальным, занятым в репетиции:

- Почему вы не пользуетесь своим жизненным «багажом»?!

Конечно, Иланна Некрасова не могла не задать Спиваку вопрос: «Что такое красота?»

- «Я думаю, красота – это соразмерность частей, данная Богом.

- Вы верите, что красота спасет мир?

- Не верю, но после нашего разговора, возможно, поверю..

И замечательный финал, когда Спивак говорит: «А мы будем продолжать верить в человека и рассказывать о нем…», который, конечно же, следует рассматривать как многоточие.

Удачу фильма определяет и прекрасная работа оператора Марии Бережной.

Киновечер имел продолжение. Иланна Некрасова и Семен Спивак «сошли» с экрана в зрительный зал, присели за столик вместе с ведущей встречи заместителем художественного руководителя Молодежного театра Натальей Бржозовской. Разговор продолжился – теперь уже с участием зрителей.

- Мы не одно десятилетие знакомы, я очень хорошо знаю Семена Яковлевича, и тем не менее в фильме открылось что-то новое, неожиданное, - призналась Наталья Георгиевна.

Посыпались вопросы из зала.

Иланне Некрасовой:

- Почему герой вашего первого фильма Семен Спивак?

- Обдумывая сценарий цикла, я вспомнила спектакль «Дни Турбиных», поставленный Семеном Яковлевичем. Это был один из сильнейших «ожогов», которые я получила в театре.

Семену Спиваку:

- Будет ли что-то меняться в театре, в жизни?

- Жизнь идет маятникообразно. Сейчас маятник ушел в крайнюю степень материализма. Скоро пойдет в другую сторону. Больше людей будет понимать, что такое свет.

Отвечая на вопросы, Семен Яковлевич все также был предельно откровенен.

Вспомнили и создателя Молодежного театра Владимира Малыщицкого, который когда-то принимал выпускницу Академии театрального искусства Иланну Некрасову на работу в театр, созданный им после Молодежного – Камерный театр Малыщицкого, где два десятилетия она прослужила верой и правдой.

Картина о Семене Спиваке – ее режиссерский дебют. К тому же, в новом виде искусства. Зрители отмечали: фильм получился добрый, теплый, светлый.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо