«СПИВАКИ» О СВЯЗИ ВРЕМЕН: ГАМЛЕТ БЫЛ ВСЕГДА

Источник – Арт-журнал «Около»
Текст – Полина Никитина, театровед, студентка РГИСИ

В Петербурге состоялся фестиваль, посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской н.а. России Семена Спивака: в программу показов входили не только постановки режиссеров, окончивших мастерскую, но и некогда учебные, дипломные спектакли, давно вошедшие в репертуар Молодежного театра на Фонтанке.
Четвертое поколение «спиваков» ̶ ученики актерско-режиссерской мастерской художественного руковоодителя Молодежного театра на Фонтанке, профессора С.Я. Спивака завершили обучение в мастерской совсем недавно, летом 2019 года. Их выпускные спектакли – «Обыкновенные чудики» и «Игра в Шекспира. Гамлет» ̶ уже обрели своих поклонников и вошли в репертуар театра.
Режиссеры Семен Спивак и Мария Мирош назвали дипломный спектакль четвертого выпуска «Игра в Шекспира. Гамлет». Прочтение пьесы тяготеет к классическому, стража в строгих костюмах и темных очках а ля элитная охрана, Клавдий в смокинге и Гамлет в майке никого не удивляют. Гамлет вне времени, Гамлет вечен. Гамлета никогда не было, Гамлет всегда был. А про вечность Семен Спивак умеет рассказывать лучше всего.
Каков же Эльсинор «по Спиваку»? Надежда Осипова (художник-постановщик) и Денис Дьяченко (художник по свету) создают ограниченное пространство, в котором есть лишь несколько цветов: черный, красный и кремовый (цвет платья Офелии). На сцене ̶ ничего лишнего. «Весь мир театр». Людей интересуют лишь власть, игра и любовь. В сценической версии Молодежного театра нет могильщиков, знаменитый монолог «Быть или не быть?» произноситься без пафоса, разорванная «связь времен» здесь не про Бога и Человека, а про отцов и детей. Про семью, про ее разрушение, про то, как это страшно. Вот юный Гамлет (Станислав Горелов), переживающий смерть отца и скорый брак матери. Вот его родители – нежная, грустная Гертруда (Мария Вершинина) и отчим Клавдий (Александр Тихоновский), напоминающий киношного злодея. Вот благородный Полоний (Ефим Чайка) ̶ патриарх, отец семейства, основательный и по-отечески нежный. Вот Лаэрт (Павел Вересов) и Офелия (Евгения Лыкова) ̶ брат и сестра, пара друзей, которым всегда хорошо вдвоем. Многочисленные придворные и стража, даже Розенкранц и Гильденстерн ̶ тоже члены этой большой и шумной семьи. Но баланс нарушается…
Каково Гертруде любить и Клавдия, и бедного, растерянного Гамлета? Как Клавдию смириться с чувством вины за совершенное злодеяние, и справиться с озлобленным пасынком-подростком? Как Офелии пережить тот факт, что возлюбленный убил ее отца? Все герои из благополучных молодых датчан превращаются в напуганных, сломленных людей. Музыка в спектакле подчеркивает излом характеров, рассыпающееся единство. Частичное воссоединение произойдет в финале, когда погибшие герои уходят со сцены в контровом луче света. Лишь Клавдий остаётся один на черной, опустевшей площадке. И тут Спивак не оставляет надежды на торжество и возрождение: датское королевство безоговорочно разрушено. Разрушен мир, в котором была семья с мамой, папой, сыном, дядей, невестой и друзьями. Разъята связь времен…
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо