Сон в белую ночь

Источник: журнал "Петербургский театрал"
Текст: Владимир Кантор

В Молодежном театре на Фонтанке премьерой «Барышня-крестьянка» в постановке Натальи Архиповой (руководитель постановки Семен Спивак) завершился большой городской проект, посвященный 225-летию великого русского поэта – фестиваль «Петербург. Пространство Пушкина».


Как же любит публика хорошие финалы! Сколько радости было в зале, когда влюбленные сердца соединились, распри окончились дружбой, и наступил мир, покой и лад.

Короткая сентиментальная повесть о том, как любовь преодолевает любые преграды, в Молодежном театре превратилась в большой театральный спектакль, наполненный шутками, песнями и танцами. Кроме героев пушкинской повести мир постановки населен театральными духами — оживающими в танце белыми статуями амуров и нимф, танцующих на полукруглой парковой лестнице-амфитеатре. Над ней — классические легкие французские шторы. В собранном состоянии они напоминают легкие, будто нарисованные театральные облака, а стоит им опуститься, как бескрайнее пространство дворянского парка превращается в интерьер усадебного дома. Природа и человек здесь в театральной «Барышне-крестьянке», как и в пушкинской повести, живут в гармонии и неотделимы друг от друга. В логике придуманной игры стога сена легко становятся платьями девушек, потому что фигура человека — неотъемлемая часть парка, а витальные силы природы беспрепятственно проникают внутрь человеческого жилища.

В «Барышне-крестьянке» «в двух семьях, равных знатностью и славой» насмерть поссорились два отца — англоман Муромский и русофил Берестов, а их дети — влюбились друг в друга. Однако в отличие от шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в этой истории все заканчивается хорошо. Премьера скорее заставляет вспомнить знаменитую комедию Шекспира «Сон в летнюю ночь» с ее волшебным лесом, населенным чудесными существами.

В драматической версии театра к основной линии влюбленных в сюжет вплетены новые, которые не развиты у Пушкина: судьба гувернантки Лизы Мисс Жаксон (Алиса Варова) и линия одинокой помещицы Раевской (Александра Бражникова) с пятью дочерями на выданье. Молодому влюбленному — романтику в духе Байрона Алексею Берестову (Артем Кирин) дан в помощники друг Владимир Верейский (Ярослав Соколов). Но все же ведут действие комические отцы — Муромский (в почти водевильном исполнении Юрия Сташина) и Берестов (характерная роль Сергея Малахова). Один — стареющий щеголь, приударяющий за английской гувернанткой, другой — ворчун и зануда, бегающий до поры до времени от явно влюбленной в него помещицы Раевской. Антагонисты — у каждого из них уголок по разные стороны сцены. Муромские живут слева, занимаются английским и боксом, а Берестовы — справа, цитируют Суворова, фехтуют и пьют чай с плюшками. Несчастный случай, как известно, сближает старых врагов. И они собираются у Муромских на домашний спектакль вместе с вездесущими сестрами Раевскими, которые бегают по сцене, как рой пчел от одного молодого человека к другому в поисках жениха.

У сестер — Таня-Маша-Саша-Полина-Наташа сложившаяся команда (дочерей со страстью и всем задором юности играют Ксения Федотова, Екатерина Родионова, Светлана Кутейникова, Дарья Вершинина и Алиса Иванова). У каждой в ней своя роль. Одна располагает, другая сочувствует, третья отвлекает, четвертая завлекает, а пятая крепко целует, попавшегося в их сети. И однажды этот план сработает. Но не с Алексеем. В зале этот слаженный ансамбль вызывает аплодисменты после каждой сцены! В отличие от нерешительных Лизы и Алексея — цели их понятны, чувствуется, что методы отработаны, а главное — неудачи не слишком огорчают их, потому что следом уже маячит новая жертва. Комический эффект этой группы под предводительством Александры Бражниковой, актрисы с ярким комедийным талантом, срабатывает неизменно.

Более лирическая тема у Алисы Варовой — гувернантки Муромских. Ее любовь к Муромскому обречена на провал, затерянная в чужой стране, одинокая, по-настоящему она влюблена только в Шекспира, портрет которого Мисс Жаксон таскает за собой повсюду, хотя на самом деле, читает совсем не Шекспира, а модные любовные романы. Егозе Лизе (Агата Зеленкова), папиной дочке, случайно попадается книжка Мисс Жаксон и именно из нее она узнает, что можно переодеться крестьянкой, чтобы устроить тайное свидание с возлюбленным (у Пушкина этого эпизода нет).

После домашнего спектакля, где Лиза выступает в роли Ромео, в ярком рыжем парике с вы- беленным лицом и экзальтированной пластикой, а в один момент развязно подскакивает к Алексею, молодой человек впадает в уныние. Барышня, на которой ему предстоит жениться, совсем не походит на его скромную и любознательную простушку-крестьянку. Но чудо в этом волшебном мире не может не случится. И после непродолжительных страданий наступает счастливый финал. Кажется, переженятся в этом спектакле все. И Берестов, ставший к финалу подкаблучников Раевской, и Муромский с Мисс Жаксон, и, страдавший от обязанности жениться Владимир, услышав, что его друг Алексей полон чувств и решимости жениться на своей возлюбленной мгновенно меняет свое решение и счастливо бежит под венец. Как водится в подобных комедиях, это большой финал с красивыми массовыми сценами, сценическими эффектами, неожиданными световыми решениями. Феерия и счастье. Любовь правит миром!

Молодежный театр на Фонтанке остается верен себе в желании согреть своего зрителя, по- дарить ему простую и добрую историю, которая отвлечет от будней, заставит улыбнуться и унесет в прекрасную Аркадию с ангелочками, пастушками и красивыми молодыми влюбленными.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо