СКУЛЬПТОР РОМАН ШУСТРОВ: «В ЭТИХ МЕСТАХ ВОЗДУХ ЗАРЯЖЕН»

Источник – «Вестник Адмиралтейского района» №4 (93) от 13 марта 2019 года
Беседовала Яна ШУЛЬГА
Роман Шустров, создатель Петербургского ангела в Измайловском саду, рассказал о своей работе в мастерской на Английском проспекте, о мечте создать бульвар городской скульптуры на Пряжке и о выставке, которая открывается 22 марта.
В 2012 году на одной из скамеек Измайловского сада при Молодежном театре на Фонтанке появилась небольшая бронзовая скульптура Петербургского ангела, которая молниеносно завоевала любовь петербуржцев и гостей города. Крылатый старичок в долгополом пальто примостился на уютной скамейке сада, укрывшись зонтом и внимательно читая книгу. Ангела придумал и воплотил Роман Шустров – скульптор-кукольник, некогда стоявший у истоков ленинградского кукольного сообщества.
Вот уже более 10 лет Вы создаете свои работы в небольшой мастерской на Английском проспекте…
Я очень люблю Адмиралтейский район и особенно Английский проспект, где сейчас живу. В этом месте воздух заряжен! Со мной рядом музей-квартира А.Блока, а в доме №53 жила Любовь Андреева-Дельмас, которой Блок посвятил свой цикл «Кармен». Здесь также проживали Иннокентий Анненский, художник Мстислав Добужинский. Сейчас это позабыто... Я мечтаю сделать в этом месте, от реки Пряжки до Английского проспекта, бульвар малой городской скульптуры, посвященной жившим здесь людям..
Дом, где находится моя мастерская, раньше в народе носил название «Дом-сказка». Это уже после войны часть здания была перестроена в сталинский ампир, а раньше на его фасаде было майоликовое панно, выполненное по эскизам Врубеля. Одно время в доме жила балерина Анна Павлова, на верхних этажах его были репетиционные залы, а здесь, где я работаю, располагалась прачечная с земляным полом. Сегодня мои соседи по Английскому проспекту – мои друзья-художники: фотограф Толя Бисинбаев, модельер Лариса Погорецкая, керамисты и многие, многие другие. Вместе мы образуем такой творческий уголок.
Расскажите, пожалуйста, как Вы «нашли себя» в кукольной скульптуре?
Я прошел долгий путь «эволюции», ища себя. Это сегодня есть кукольные музеи, галереи, фестивали. В Гостином дворе Москвы работает самая крупная в мире выставка кукол. Раньше кукольной скульптуры как жанра не существовало и этому нигде не учили. Вехой перехода кукольной скульптуры из небытия в востребованное искусство можно назвать первую кукольную выставку в Союзе художников (1996 год). Так сложилось, что я стоял у истоков ленинградского сообщества кукольников, и сегодня продолжаю свой путь. Новое направление я окрестил кукольной скульптурой. Работаю, в основном, в архаичных техниках: бумага, клей из муки, дерево, натуральные ткани.
Где же в Петербурге можно встретить Ваши работы?
В 90-е годы в Петербурге начали появляться небольшие кафе, ресторанчики с индивидуальным характером, концептуальным оформлением и оригинальной кухней. Самая первая из моих ростовых кукол – пожарник в «Кафе 01» на Караванной улице. За десять последующих лет я принял участие в оформлении куклами большого количества общественных заведений, включая экспозиции крупных музеев. Мои работы можно найти в ресторане «Абрикосов», «Толстый фраер» (их логотип нарисовал тоже я), «Прокофий» на канале Грибоедова, «Музыка крыш» на 1-й Советской, «Заводные яйца», «Депо». Для Петропавловской крепости с их главным художником Владимиром Ивановичем Коротковым мы делали экспозицию ростовых кукол.
Сейчас готовлюсь к «отчетной» выставке в музее А. Ахматовой, она приурочена к моему 60-летию и откроется 22 марта. Специально к выставке готовлю новые работы, но так как на каждую куклу уходит, минимум, две-три недели, закончить всех их я не успею физически. Часть работ предоставят коллекционеры.
А есть кукольная скульптура, которую Вы любите больше всего?
Я все люблю. Если я вижу, что кукла «не дотягивает», стараюсь ее «дотянуть». Ведь иначе как я могу выставить работу, чтобы люди на нее смотрели? Большинство моих работ имеют посыл будто, с одной стороны, они просят милостыню, но с другой – они обязательно что-то дают взамен.
Как так получилось, что Вы всю жизнь занимались куклами и тут, вдруг, вылитая из бронзы скульптура Петербургского ангела?
Образ Ангела родился за 10 лет до появления скульптуры. Он прошел длинный путь от куклы до классической бронзовой скульптуры. В 2001 году Петербургский ангел был одет в пальто из непрокленной мешковины, вокруг шеи – длинный холщевый шарф, подставки не было, и его чемодан просто стоял рядом, являясь частью композиции. Это была кукла из папье-маше. Позже я начал проклеивать текстиль, делая твердые декоративные фактуры и раскрашивая их, и Ангел стал обретать форму кукольной скульптуры.
В 2012 году мне предложили принять участие в симпозиуме по городской скульптуре, посвященном году России. В качестве макета я представил на конкурс Петербургского ангела в виде кукольной скульптуры. Хотя формат подачи и был странным для комиссии, я оказался в числе победителей.
Потом я нашел литейщиков, а затем мы решили определиться с «пропиской» Ангела. Мне предложили разместить скульптуру в Измайловском саду Молодежного театра на Фонтанке. Побывав там, я сразу понял, что это то самое место. Вы удивительно совпали с Молодежным театром по мироощущению и отношению к людям – по смыслу, который вкладывает в свои спектакли художественный руководитель театра Семен Спивак…Такое совпадение просто поразительно.
Да, Молодежный – мой любимый театр, и я рад, что Петербургский ангел находится в атмосфере любви и понимания. Кстати, Петербургский ангел вошел не только в «материальное» пространство при театре, сейчас театр занимается оформлением юридических документов, чтобы изображение скульптуры стало частью его официальной символики.
Расскажите, чему посвящен Ангел?
Он – воплощение поколения наших бабушек и дедушек. Я посвятил его петербургским старикам, которые пережили до- и послереволюционную эпоху, тяжелые времена гражданской войны, репрессии, блокаду, период восстановление города, но сохранили душевную теплоту и юношеский взгляд.
Сейчас Петербургский ангел имеет сумасшедшую популярность среди жителей и гостей города. Ему посвящают стихи, сочиняют песни, пишут картины, вяжут шарфики, чтобы тот не замерз в непогоду… Вы ожидали такого наплыва любви к своей работе?
Нет, конечно. Кстати, изначально Ангел планировался гораздо большего размера…
Сейчас сложно представить его в человеческий рост…
Да, мы поняли, что Ангел может быть и маленьким. Сейчас он будто сидит на плече, есть горизонтальная связь со зрителем, чего так часто не хватает многим городским скульптурам. Рядом с Петербургским ангелом хочется задержаться, поговорить с ним. Я даже дал этой теме название – «городская душевная скульптура». Наверное, поэтому он и оказался так нужен людям.
Досье:
• Роман Шустров родился в 1959 году в Ленинграде.Учился в Рисовальных классах при СПб Академии художеств им. И.Е. Репина в 1981-87 гг.Начал работать в кукольном жанре с 1988 года.
• Принимал участие в создании СПБ музея кукол, Музея авторской игрушки, Спб Галереи кукол. Член Международного объединения Авторов Кукол (МОАК). Член Союза Художников России. Является родоначальником жанра кукольной скульптуры в Санкт-Петербурге.
• Победитель творческого конкурса симпозиума по городской скульптуре по теме «Год России» (2012 г.), организованного Комитетом по градостроительству и архитектуре. Автор городской скульптуры «Петербургский ангел» в Измайловском саду. Лауреат премии «Пандора» за вклад в развитие мирового кукольного искусства
• Участник и организатор многочисленных персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Работы в частных собраниях Россиии, Италии, Франции, Голландии, Норвегии, Америки, Германии, Австрии, Финляндии, Швеции и др.