СЕРГЕЙ БАРАБАШ: КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРЕ – «ЛЮБИТЬ»

Источник – «Санкт-Петербургский курьер» от 25 апреля 2019 года Беседовала Рина КОРНИЛОВА
Театральное искусство сегодня словно наверстывает годы затишья, что пришлись на 90-е. В Петербурге не только каждый вечер заполнены залы профессиональных театров, но и словно грибы под дождем, все появляются и появляются новые самодеятельные театральные коллективы. Осенью 2018 года в городе даже состоялся первый фестиваль-конкурс любительских театров «ProЧтение». Своими мыслями о работах этих коллективов и о значении любительского театра с «санкт-Петербургским» курьером поделился член жюри конкурса «ProЧтение», артист Молодежного театра на Фонтанке Сергей Барабаш.
- Сергей, как вы оказались в жюри I-го Городского театрального фестиваля-конкурса «ProЧтение»? И кто судил с вами?
- Я узнал об этом конкурсе от руководителя моего школьного театрального коллектива – Регины Николаевны Назаровой, одного из организаторов конкурса. Могу сказать, что именно занятия в школьной театральной студии когда-то решили мою профессиональную судьбу, и мы до сих пор находимся в прекрасных, дружеских отношениях с моим педагогом. Но согласился я принять участие в работе жюри еще и потому, что мне было интересно понять, на каком уровне сегодня находится любительский театр, какие люди им занимаются, интересно было посмотреть в глаза этим людям. Членами жюри были критики, хореографы, театральные педагоги. Председатель жюри – Игорь Александрович Марков, доцент кафедры пластического воспитания РГИСИ. После спектаклей мы обязательно проводили обсуждения спектаклей и порой даже забывали, что судим непрофессионалов.
- И какого же возраста люди представляют ныне любительский театр?
- Школьников среди них практически не было, хотя нижний порог возраста был 16 лет. В основном там были взрослые – представители самых разных сфер, далеких от театра. Для них театр оказался духовной потребностью, необходимостью. Хотя их собственная работа совсем не связана с театральным искусством. Если не видеть их глаза во время обсуждений их спектаклей, их сценических работ, то, вероятно, их занятие можно было бы назвать словом «хобби». Но та серьезность, с которой они относятся к своему увлечению, тот огонь, который пылает в их глазах, когда они говорят о театре, заставляет безмерно уважать это хобби. И эта искренняя любовь к своему делу, на мой взгляд, является в любительском театре определяющей.
- Каких авторов были основой любительских спектаклей, представленных на конкурсе? И кто оказался победителем?
- Победителем стал Народный театр «Глагол из Политехнического университета с постановкой «Поручик Киже» по Юрию Тынянову. Интересно, что сам конкурс проходил на территории концертного зала Российской Национальной библиотеки на Фонтанке, 36. Зарубежную литературу представляли произведения Уильямса, Герша, абсурдистов Ионеско и Бэкетта. Отечественный абсурд – Хармса – выбрали два коллектива – Народный драматический театр Пушкинского Дома культуры и Т(театр)-ТИК. Причем не только стихи, а и прозу, которую драматический театр не так уж часто задействует. Использовались произведения Достоевского, Шергина, Салтыкова-Щедрина…
Потрясающе сделал Санкт-Петербургский театр глухих гоголевского «Ревизора»: спектакль назывался «Гость Х». Тот случай, когда даже не нужно было делать скидки на то, что это непрофессиональный спектакль! Я не стесняюсь сказать, что многому у них научился. Ведь в обычном театре на вооружении артиста есть тело и голос. У этих людей голоса как инструмента нет, они должны донести суть спектакля, суть своей игры только языком тела. При том, что параллельно с действием текст озвучивал синхронист, могу сказать, что и без «озвучки», без знания классического сюжета можно было понять все, что происходило. Понимаете, тело куда более выразительно, чем речь! А в обычном драматическом театре мы часто забываем об этом… Среди участников конкурса было много ярких, заметных ребят, которые при желании, могли бы сделать театр своей профессией. Но выбор принадлежит всегда самому человеку…
Еще интересно был решен спектакль «Лысая певицы» по Ионеско. Пространство было решено так, словно все мы должны оказаться не на земле, во внеземном пространстве. Руководитель постановки очень умело направил своих актеров-любителей в нужное ему русло, сумел добиться их доверия, что в любом театре – любительском или профессиональном – стоит дорогого.
- А форма любительских постановок столь же разнообразна как у профессиональных театров?
- Необычные, нетрадиционные формы встречались, но это скорее исключение. Да, но нельзя сказать, чтобы все повально коллективы тяготели к необычной, нетрадиционной форме. Если ты хочешь экспериментировать с формой, надо иметь очень хорошую, разностороннюю гуманитарную подготовку. Надо обладать знанием не только автора, но и его времени, а также знанием современного театрального искусства. Форма – это тонкая грань, когда «любительский» от слова «любить» может легко перейти в любительщину, спаянную с непрофессионализмом. Но строго судить не берусь: сейчас такое время, когда всем в искусстве позволено пробовать свои силы…
- Зачем он вообще нужен этот любительский театр? Быть может, проще без него?
- Не скрою, что просмотр некоторых спектаклей вызвал во мне схожие вопросы. Но чем больше постановок приходилось смотреть (всего их на конкурсе было 12), тем больше я «втягивался», увлеченный неподдельной искренностью, горячностью, с которой люди отдаются игре, той любовью, с которой они оформляют и преподносят свои театральные работы. Понимаете, любительский театр должен возглавлять талантливый руководитель, профессионал и прекрасный педагог. Если он все понимает, чувствует, знает КАК, то тогда ему удастся «зажечь» остальных. Обширные и глубокие знания, правильное целеполагание, умение передать свою увлеченность, способность открыть другим людям секреты театра, среди которых и возможность, оставаясь собой, прожить множество жизней… Тогда и твоя собственная жизнь станет богаче и интереснее. Театр раскрепощает, учит общению, дает внутреннюю свободу.
- Вам с педагогами явно повезло…
- Да, в школе меня заразила театром Регина Николаевна, а в театральной академии мне опять повезло – я учился на курсе у Семена Яковлевича Спивака. Осенью, кстати, его мастерская в РГИСИ будет отмечать четвертьвековой юбилей… С 2014 года я работаю в Молодежном театре, которым руководит мой мастер, и это редкая удача, потому что здесь есть у кого и дальше учиться мастерству. Мои партнеры по сцене – это «спиваки» разных лет, которые объединены нашим домом – Молодежным театром. Сейчас я занят в 12-ти спектаклях: это «Дон Кихот», «Отелло», «Наш городок», «Жозефина и Наполеон», «В день свадьбы», недавняя премьера «Звериные истории»…