СЕМЕН СПИВАК: КАК ЗРИТЕЛЮ ГОТОВИТЬСЯ К СПЕКТАКЛЮ И ПРИ ЧЕМ ТУТ ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

25 лет назад художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак набрал свой первый актерско-режиссерский класс в РГИСИ. Специально для Peterburg2 Семен Спивак поделился своими "правилами жизни".
Как, занимаясь в студии ИЗО во Дворце пионеров, попасть в театр
В самом начале мне очень помогла определиться в жизни заслуженная артистка Украины Валентина Валентиновна Бесполетова, руководитель театра во Дворце пионеров в городе Черновцы, в Карпатах. Я там два года учился в студии ИЗО. Однажды шел по коридорам и задержался возле зала, где занимался театральный кружок, – меня заинтересовал язык, на котором там говорили. Я попросился к ним, и вот с тех пор в этом "зале" и нахожусь.
О сомнениях в правильности выбора профессии
Двадцать четыре года назад я сказал: "Я тогда еще не знал, что сообщество людей так же хорошо, как плохо. Если б догадался, остался бы в художниках", и сейчас думаю также. Но человек приходит в эту жизнь, чтобы расти, и теперь я принял ситуацию, о которой говорил тогда. Я считаю, что сделал правильный выбор, и пытаюсь следовать своему призванию.
Как изменились актёры за 25 лет
В мою "педагогическую сеть" попадают люди, которые понимают друг друга, поэтому все курсы дружат, играют в одних спектаклях, участвуют в одних и тех же проектах – таких, как "Театральный Петербург на книжных аллеях", и многих других.
Когда я набирал первый курс, я был немногим старше своих студентов. Поэтому все четыре года они провели у меня дома, что было во многом неверно. Спустя пять лет к студентам второго набора я уже относился как старший брат. К следующим – как отец, а к последним – как мудрый отец. Первый курс был очень романтичный. Второй – очень амбициозный, злой до работы, с нервом. Третий курс был лирический, напоминающий нежные полевые цветы. А последний – очень деловой и при этом живой. Лучший курс я назвать не могу. У каждого была своя сильная сторона, свой "вид спорта".
Как изменился стиль актёрского преподавания
Когда человек начинает впервые преподавать, он хочет что-то доказать, проверяет свои методики и очень давит на учеников. А уже с годами работают проверенные вещи, идет спокойное изучение человека, будущего артиста. Мне кажется, любое искусство должно быть направлено на человека, ведь он непознаваем. Главное в обучении – чтобы молодой артист посмотрел в себя, это самое сложное. Если ты изучаешь себя, ты замечаешь и плохое, и хорошее и учишься выбирать то, что поможет людям.
Спектакли для знакомства с Молодежным театром
"Касатка", "Наш городок", "В день свадьбы", "Жестокие игры" и еще десяток. Спектакли, в основе которых любовь. Мы вообще много занимаемся жизнью человеческого духа и темой любви, нам кажется, это первооснова.
Современный театр сильно увлечен экспериментами, хотя, на мой взгляд, они должны происходить в лабораториях. История человечества доказала, что самый лучший путь – это путь изучения и эволюции, а не революции, но сегодня, к сожалению, революции приветствуются – политические, художественные, литературные, кинематографические, театральные.
Как готовиться к посещению спектакля
Знаете, Мейерхольд высказал мысль, которая меня когда-то потрясла: чтобы был великий театр, должен быть великий зритель. Ко всему должна быть привычка, и зритель должен научиться ходить в театр. Нельзя приходить в театр "оттягиваться", говорить по телефону и так далее. К сожалению, театр сейчас определен как сфера услуг, и это сказывается на отношении и поведении публики.
Об этом не говорится, но артист на сцене находится в психологически измененном состоянии, и любой шорох его трезвит, он начинает видеть зал. А он не должен видеть или слышать зал, он сразу же зажимается. Пусть зритель попробует выйти при полном зале на сцену таким, каков он есть, – это страшно, он почувствует себя голым! Я думаю, должен быть навык, как идти в театр и как себя вести. У нас же есть навык, как себя вести в самолете, хотя не все это соблюдают, или, например, на приёме у врача. Есть некие правила и в театре.
Зритель должен уметь ждать, а он хочет, чтобы сразу стало интересно. Извините за этот пример: когда знакомятся мужчина и женщина, они же не сразу приступают к акту любви. Проходит время. Конечно, это, наверное, самое интересное, но к кульминации надо прийти. А для этого надо быть воспитанным и терпеливым.
Потом, зрителю очень важно понимать, что такое режиссура. По сравнению с актерской профессией, которой боле пяти тысяч лет, профессия режиссера родилась позавчера. Поэтому зрители, я думаю, не все знают, что это такое. Да и артисты, честно говоря, не всегда. Есть режиссерское время, когда артист помогает режиссеру осмыслить пьесу. Но если артист за кулисами не отдаст в конечном счете палочку первенства режиссеру, то потом он не сможет на сцене быть царем. Я считаю, что театр до сих пор не принял режиссера. Но цепочка рождения спектакля неизменна: у драматурга рождается идея, потом она заражает режиссера, потом режиссер пытается передать свое потрясение артисту и артист впечатляет зрителя. Если этой цепочки нет, то спектакля тоже нет. Зритель должен это понимать.