РЕГИНА ЩУКИНА: «ИГРАЯ, ХОЧЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ВЕЧНОМ»

Источник: Журнал "Театрал"
Беседовал Владимир Желтов

В октябре ведущая актриса Молодежного театра на Фонтанке, заслуженная артистка РФ – Регина ЩУКИНА отметила юбилей, в интервью «Театралу» она рассказала о своей работе в театре.

Дебютировала (и обратила на себя внимание искушенных петербургских театралов) Регина Щукина в роли несчастной, верной и терпеливой Нехамы Борисовны в дипломном спектакле «Крики из Одессы». (Спектакль-притча по пьесе Исаака Бабеля «Закат» в репертуаре театра и по сей день – четверть века!)

Более двух десятилетий актриса выходит на сцену в грубом мешковатом свитере, который по замыслу художника, своей крупной вязкой напоминает кольчугу, и зрительный зал переживает сильные эмоции и задается теми же извечными вопросами, на которые когда-то отвечала ее героиня, заплатившая за свои убеждения жизнью, – юная Жанна д’Арк.

Пристрастные театроведы давно уже пришли к выводу: «Регина Щукина принадлежит к числу фактурных актрис, способных воплотить на сцене и на экране практически неограниченный диапазон образов».

На сегодняшний день в текущем репертуаре талантливой, интеллектуальной актрисы «поистине рекордное количество ролей» на сцене родной ей «Молодежки».

Телезрителю Регина Щукина знакома по работам в сериалах и кинофильмах «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Арена для убийства», «Наше счастливое завтра» и многих других.

Работу в театре и кино актриса успешно совмещает с дубляжом иностранных фильмов. Голосом артистки говорят герои фильмов «Война невест», «Аватар», «Ученик чародея», «Бердмен»…

– Регина Вячеславовна, давайте начнем разговор с сегодняшнего дня. Над чем сейчас работаете? Каких премьер с вашим участием ждать в ближайшее время?
– В театре пока ничего нового не ожидается, и я сделаю, наверное, какой-то перерыв; чтобы что-то сказать людям, нужно немножко поднакопить то, что хочется сказать. В прошлом сезоне у меня были два премьерных спектакля – «Касатка. Новый полет» по Алексею Толстому и «Оружие сердец» по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова». В первом я сыграла Наталью Ивановну Долгову, тетушку князя Бельского, во втором – бабушку Марфу Никитишну.

Из того, что хочется сыграть… Не знаю, будет ли «Мною рожденный» поставлен у нас в театре, хотя Семен Яковлевич хочет, чтобы спектакль по Виктору Астафьеву состоялся. Если не будет спектакля, то, думаю, сделаю моноспектакль или монопрограмму.

Семен Спивак не посвящает артистов в отдаленные планы?
– Планы есть, большие планы, они известны, только меня в них нет. Артистов в театре много, все хотят играть. Мне повезло – две премьеры за сезон. Надо дать возможность другим поработать, себя проявить.

– Если будет моноспектакль, где собираетесь показывать?
– Не знаю, иногда я берусь за что-то и делаю просто в стол.

– Согласитесь, рукопись можно положить в стол…
– …а моноспектакли нужно играть! Вы это хотели сказать? К сожалению, я не умею себя «продавать».

– У вас ведь уже есть опыт создания моноспектаклей.
– По подсказке Дарьи Шуман и Екатерины Богач, моего педагога по испанскому, я сделала программу по произведениям выдающегося испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Благодаря им, моим друзьям, я влюбилась в Лорку. Они мне сказали: «Мы подумали – наверное, ты бы хорошо его читала». Я высказала сомнение: «Я не умею читать стихи. Лорка для меня очень сложный. Я не знаю, как делать…». Моя подруга, режиссер Ирина Куберская, когда я, приехав к ней в Мадрид, призналась, что не представляю, как делать программу по Лорке, сказала: «Самое главное, не думай, что ты умнее его, и поверь: он придет и сам все сделает». Я так старалась! И «он пришел и все сделал»! Моноспектакль я назвала: «Любовь моя». Я не только стихи читаю, но и одна за всех играю фрагменты драматических произведений. В основном – перевод Анатолия Гелескула; мне нравятся его переводы. Что-то я читаю на испанском, а потом на русском, что-то наоборот, вначале на русском, потом на испанском.

Мне важно было, чтобы зритель услышал, как Лорка звучит на испанском. Это же необыкновенная музыка! Я плохо знаю испанский, поэтому желаемого результата добиться было очень сложно. Екатерина Богач очень много работала со мной над фонетикой.

Спектакль этот я сыграла всего несколько раз. На фестивале моноспектаклей «Главная роль» в Музее театрального и музыкального искусства, в Библиотеке им. Лермонтова. Во время пандемии, когда заболевали артисты, и срочно нужно было делать замену спектакля, мы у себя в театре придумали концертную программу, и я читала Лорку. Зрители принимали восторженно! Иногда я его читаю своим друзьям.

Теперь в моих личных планах – Михаил Зощенко. Для меня он очень сложен. Но мне нравится то, что сложно. Так что, насчет новых работ – пока ничего, только мысли. Я вообще никогда ни о чем конкретном не мечтаю. Один раз, правда, помечтала.

– Сбылось?
– Да, мне муж подарил поездку в Лиссабон. Я когда-то прочитала «Ночь в Лиссабоне» Ремарка, и мне почему-то очень захотелось увидеть Лиссабон. Потом я заметила: если я о чем-то конкретном начинаю мечтать, оно не сбывается. Я очень хотела бы сыграть Раневскую в «Вишневом саде» Чехова, но знаю: мне никогда не предложат и не дадут эту роль! Скажут: «Регина совсем не Раневская!» А мне-то это как раз и интересно!

– В комментарии к одному из ваших интервью поклонник вашего таланта написал: «Регина Щукина – удивительная актриса, она может сыграть все – от принцессы до бомжихи!»
– Приятно такое слышать. Смею надеяться, что да.

– Вы готовы сыграть бомжиху?!
– С большим удовольствием! Уже не одну сыграла. В «Тайнах следствия», например, много-много лет назад. Совсем недавно, на следующий день после моего юбилея, сыграла в фильме «Плакучая ива». А что касается лестного отзыва, как вы сказали, моего поклонника… Любое искусство бесконечно субъективно. И театр, разумеется. И отношение к артистам. Один говорит про артиста: он гений! Другой же…

– Ваш курс в Театральной академии – первый курс Семена Спивака – называют звездным. Ваши сокурсники: Анна Геллер, Сергей Морозов. Роман Агеев…
– …Людочка Бояринова, Саша Куликов, Леша Одинг… Ой, не забыть бы кого! Много ребят – талантливых, хороших и разных. Но я, честно говоря, не понимаю этого – «звезда», «звездный». Когда курс набирали, наш ныне покойный педагог Виолетта Георгиевна Баженова восторженно говорила: «Это будет «звездный» курс!» Я была удивлена! Откуда она знает?! Почему так решила? Мне кажется, это так неважно – «звездный» – не «звездный». Даже известность понятие относительное. Для Москвы я – никто. Да и для Петербурга…

– Ну, не скажите! За весь город говорить не будем. А в театральном Петербурге вас знают и любят, это точно.
– Иногда и я сталкиваюсь с тем, что меня, оказывается, знают не только зрители Молодежного театра. Встречаюсь с московскими актерами на съемках или еще где-то, они говорят: «Конечно, мы знаем Регину Щукину, которая играет Жанну д’Арк в «Жаворонке». Для меня это так удивительно. Признание – с одной стороны какие-то бонусы, а с другой – ответственность. После того, как мне присвоили звание заслуженной артистки России, я подумала: прежде, если я хорошо сыграла роль, зрители могли сказать: «Смотри-ка! Не заслуженная, а как играет!», сейчас же сыграю я, допустим, плохо, скажут: «Ну что это – заслуженная, а так плохо играет!» А если сыграю хорошо, скажут: «Ну, так она же заслуженная, понятно!»

– Что главное в актерской профессии – состояться?
– Вообще прекрасно, если ты занимаешься любимым делом! Даже, если тебе порой бывает мучительно тяжело.

– А бывает не «мучительно»?
– Бывает. Бывает: роль – бац! – и «села на тебя». Мне говорят: «Ой, как прекрасно ты играешь!» Но я-то знаю, что я по большому счету ничего не играю. А бывают муки мученические! Ты крутишь, крутишь «кубик Рубика», а он у тебя никак не складывается. Появляется страх. Бывают роли, которые тяжело играть, а бывает, играешь – как дышишь.

– Если роль не идет, хочется отказаться?
– Я до ролей и до работы очень жадная. И очень люблю играть. Без разницы – большие, маленькие роли. Но, конечно, играя, хочется говорить о вечном. Хочется, чтобы зрителю стало в чем-то легче, или, чтобы он хотя бы улыбнулся. Или наоборот, чтобы поплакал и очистился слезами.

Когда я отчаиваюсь, думая, что я бездарность, что то, чем я занимаюсь, никому не нужно («Для чего все это? Трачу силы, рвусь – зачем?!»), я обычно получаю «телеграммы». Как большой подарок оттуда – с неба.

– Каким образом?
– Вдруг на улице встречаю человека, или в театре кого-то из зрителей, которые говорят: «Регина, я так благодарен вам!..». Когда я стала терять голос, и никто не мог понять почему, сидела я в клинике в очереди к профессору, ко мне подошла девушка: «Регина, вы прекрасны! Я вам так благодарна за «Жаворонка»!» И сказала, что эта моя роль помогла ей выжить и помогает жить дальше.

Вскоре после того, как мы выпустили «Жаворонок», была я в Москве на каком-то фестивале или конкурсе, за кулисы пробрался мужчина, военный. «Вас послал мне Бог! – сказал он. – У меня сейчас тяжелая ситуация в жизни… Я вам так благодарен за Жанну!» Афиш «Жаворонка» почему-то в столице не было. Мужчина просто склонился над окошечком театральной кассы: «Чтобы бы вы посоветовали прямо сейчас посмотреть?» Кассир и посоветовала. «Я получил ответы на вопросы, которые меня волнуют, которые для меня сейчас очень важны. Спасибо вам!». «Это не я – это Ануй!» – оправдывалась я. А потом стала думать: если хоть один человек нашел ответ на жизненно важный для него вопрос, если я своей игрой смогла помочь кому-то в трудную минуту, значит, я занимаюсь нужным делом. Я поняла, что для меня самое важное в жизни – быть нужной! Быть нужной не только своей семье, детям, родителям, но и в профессиональном плане. Я же – актриса.

– Вы сказали: хочется говорить о вечном. Актер – профессия подневольная. Что прикажут, то и приходится говорить…
– …говорить и делать! Вот это да, – вилка! Когда в театре берут новую пьесу и распределяют роли, или поступает приглашение в какой-нибудь антрепризный проект, у меня каждый раз возникает некоторая тревога. От каких-то, даже выгодных, предложений приходилось отказываться. Были случаи, на каких-то проектах или на озвучке я говорила: «Если наша страна – г…, и все у нас плохо, то, пожалуйста, без меня». Потому что сыграй, озвучь я предложенное, это было бы непорядочно и нечестно с моей стороны по отношению к Родине. Слава Богу ничего подобного в Молодежном театре нет.

– Многие известные актеры пренебрегают детскими спектаклями…
– А я люблю – я детские сказки играю и хулиганю бесконечно. Я вообще люблю все хулиганистое. Я – не Джульетта. И никогда не была ею. Во всяком случае, никогда себя ею не чувствовала.

– И не мечтали?
– Никогда!

– Собираясь стать актрисой, значит, о Джульетте не мечтали - о ком же?
– Я вообще на эту тему не думала. Просто хотела быть артисткой, и все.

– Хотели быть артисткой. Зачем тогда поступили в Топографический техникум? Родители настояли: вначале, мол, получи нормальную профессию, а потом уже?
– Нет-нет. С тринадцати лет я занималась в театральной студии «Дом», но не предполагала, что когда-то смогу стать актрисой. Руководитель студии Александр Алексеевич Маслов говорил нам: «Неважно, имеете вы или не имеете диплом, профессионализм актера – это отношение к делу». Еще я ходила в походы, в горы – занималась во Дворце пионеров туризмом.

В школе я не блистала пятерками, по русскому языку у меня всегда была тройка, – в десятый класс идти? Нет. Когда встал вопрос о выборе профессии, мне никто ничего не подсказывал, я купила справочник для поступающих в средние учебные заведения Ленинграда, раскрыла, ткнула пальцем и угодила в Топографический техникум, решила – буду работать картографом, ездить в экспедиции. Романтика!

Тем временем я перешла в другую театральную студию, там другой педагог, Платонов Павел Анатольевич, сказал: «Тебе надо поступать в театральный институт!» – «Да зачем институт-то! Я же знаю, что артисту не обязательно иметь диплом». – «Тебе надо в институт!» Я подумала: «Да? Может быть…». Примерно тогда же меня увидел на сцене один из мастеров, который преподавал в Институте культуры – я играла Шута, мужскую роль. «Я возьму эту девочку к себе на курс». И вот тут моя мама сказала: «Э, нет! Сначала ты окончишь техникум, а потом будешь мечтать о театре!» Я окончила техникум и два года проработала в проектном институте. Очень скоро поняла, что это немножко не то, что я себе представляла. А мне все настоятельно советовали: «Поступай, поступай!» Поступила я, правда, не с первого раза, но зато в мастерскую Семена Яковлевича Спивака, и счастлива, и считаю, что это – Провидение Божие.

– Вы до поступления знали Спивака, слышали о нем как о режиссере, видели его спектакли?
– Нет, конечно! Меня в детстве никто не водил в театр. Один раз я сама себе купила билет – в школе распространяли, и попала, как ни странно, в Молодежный театр. Когда я поступила в Театральную академию, я ходила и щипала себя: я иду по коридорам знаменитого Театрального вуза?! То же самое было, когда попала в театр – я также долго не могла поверить, что работаю в Молодежном, что я – актриса Молодежного! Да и сейчас, если честно, не хочу ничего другого. Только Молодежный театр на Фонтанке! В академии Семен Яковлевич для меня был Бог! Я, когда он входил в аудиторию, умирала от благоговения.

Семен Яковлевич постоянно делал для нас, студентов, какие-то открытия… человеческие. Говорил какими-то философскими изречениями – философию жизни в нас вдыхал. Это Спивак сказал, что жизнь больше, чем театр. Что было удивительно: жизнь больше, чем театр…

– Спивак – учитель, и Спивак – художественный руководитель, режиссер, это два разных человека?
– Нет! Семен Яковлевич – маэстро, как говорят испанцы. Маэстро. Во всех смыслах этого слова. И по сей день я для него ученица, и я ощущаю, что я его ученица. Мне не позволительно то, что иногда позволительно другим. Потому что я его ученица!

– Как отдыхаете, как восстанавливаетесь после роли, которая требует полной выкладки?
– Меня восстанавливает только сон. Если у меня «Жаворонок», мне и перед спектаклем нужно поспать. Аккумуляторы подзарядить. Чтобы был голос, и была энергия. Пока других способов восстанавливаться я не нашла. Когда еще можно было, я приезжала к друзьям в Усть-Нарву – у них дом на берегу моря. Сосны шумят… А я сплю. Друзья мои иной раз часов в шесть вечера стучатся ко мне: «Регина, прости, пожалуйста. С тобой все в порядке?» Я надеваю кроссовки и иду вдоль моря… Я счастливый человек! Все, чего я хотела в жизни, сбылось. Я мечтала играть в театре. Играю. У меня много ролей. Больших ролей.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо