«Право на творческую тайну есть у каждого артиста»

Источник: Газета "Петербургский дневник"
Текст: Марина Алексеева

В этом году, когда исполнилось 155 лет со дня рождения Максима Горького, в Молодежном театре на Фонтанке поставили спектакль «Васса (Мать)» (18+). Главную роль сыграла Екатерина Унтилова. Как судьба привела ее в театр? И что она думает о своей героине? Об этом актриса рассказала «Петербургскому дневнику».

Екатерина Павловна, говорят, инициатором постановки были именно вы. Это так?
Дело в том, что с драматургией Горького я близко познакомилась еще в студенческие годы. У нас в Киевском театральном институте имени И. К. Карпенко – Карого на курсе Анатолия Георгиевича Решетникова был дипломный спектакль «Зыковы» (16+), где я играла Софью. А на курсе Михаила Юрьевича Резниковича мне довелось играть в «Вассе». Думаю, что это сильное юношеское впечатление от драматургии Алексея Максимовича повлияло на то, что я решилась предложить художественному руководителю Молодежного театра на Фонтанке Семену Яковлевичу Спиваку пьесу «Васса Железнова. Мать», написанную в 1910 году. В нашем театре собралась прекрасная актерская команда, которая увлеклась этой идеей. Мы вместе со Спиваком сделали распределение и эскиз спектакля, который Семену Яковлевичу понравился.

Известны два варианта «Вассы». Почему вы выбрали именно первый?
Я думаю, что страхи декаданса начала ХХ века, то ощущение конца света, «последних времен», очень созвучны нашей теперешней жизни и свойственным ей настроениям. Как сказал Михаил Булгаков в «Днях Турбиных», «время повернулось». Кажется, что время Горького пришло опять. В семье, как в капельке воды, отражается все, что происходит в бушующем море жизни. Мне кажется, тема пьесы Горького – одиночество среди родных людей, порожденное нелюбовью, отсутствием сострадания, эгоизмом. Но ведь в равнодушии и даже жестокости детей есть доля вины заглавной героини.

Об этом говорят и зрители.
Наверное. Но я знаю много семей, где родители прекрасные, а дети – уроды. Васса все понимает, но уже слишком поздно. И в этом настоящая шекспировская трагедия. Да, театр должен врачевать, но порой нужен и холодный душ – возможность увидеть себя со стороны. Моя Васса сложна, но я все равно ее оправдываю. Любого героя нужно понять – если ты ему не сочувствуешь, ничего не получится.

Вы создали в Молодежном театре целую галерею ярких женских образов. Но этого могло и не быть, если бы Спивак не пригласил вас, актрису Русского драматического театра в Вильнюсе, на свою сцену. Как это было?
В 1990 году я приехала в Ленинград из Вильнюса. Приехала на один день, чтобы сыграть спектакль «Человеческий голос» Жана Кокто (16+). Играла я в Союзе театральных деятелей. И на этом спектакле присутствовала театральный критик Алла Минина, роль которой в моей дальнейшей судьбе оказалась решающей. В то время в Молодежном театре Спивак начинал репетиции «Грозы» Островского, и Алла Григорьевна предложила ему попробовать меня на роль Катерины. Мы познакомились с Семеном Яковлевичем, и он пригласил меня на репетиции, после чего очень скоро взял в труппу.

Какое место в вашей творческой биографии занимает Семен Спивак?
Я служу в Молодежном театре уже 30 лет. Здесь я сыграла свои самые важные роли. Сотрудничество с Семеном Яковлевичем всегда плодотворно для меня и очень интересно. Если иному режиссеру нельзя высказать свое мнение, то у Спивака, напротив, хватает мудрости прислушаться к тому, что ему говорят.

А вам хватает терпения в работе со студентами колледжа, где вы преподаете?
Мне очень интересно взращивать этих ребят, среди которых есть очень талантливые. Уверена, что они потом украсят петербургскую сцену. Сейчас мы с ними должны перейти к работе над советской прозой, и я в предвкушении все лето готовилась и читала Василия Шукшина.

Есть роли, которые бы хотелось сыграть в театре?
Да, у меня есть несколько заветных желаний. Но пусть пока это будет секретом. Право на творческую тайну есть у каждого артиста.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо