ПОРТРЕТ КУЛЬТУРЫ НА ФОНЕ ПОЛИТИКИ

Источник –АН-Питер от 19.03.2023

Текст – Дмитрий ВОЛЬСКИЙ

В Петербурге обсудили следствия нынешнего отрицания Западом российской культуры на круглом столе «Россия, Запад, Мир: «Культура отмены» или развитие культуры?», и пришли к выводу, что не так страшен черт, как его малюют.

Иноземцы всегда имели о России малое представление. Так уж повелось, что русских людей при любых мироустройствах они почитали примитивными дикарями. То обстоятельство, что наш народ понятлив, сметлив, талантлив и имеет собственную культуру, в расчет вовсе не бралось. Во времена царствования реформатора Петра I русские стремительно переняли у Европы опыт по научной и технической части, освоили, переосмыслили и приобщили к своей культуре культуру европейскую. И вскоре отечественные живописцы, актеры, писатели, поэты, философы не копировали западные образцы, а «дули» в собственную, неповторимую культурную дуду, которой нужно гордиться. Впрочем, попробуй, переубеди того, кто уверен в обратном… «За бугром» в сказки про русскую неполноценность, похоже, верят до сих пор. Теперь там думают, что мы обязательно загнемся без широкого экспорта нашей культуры или от того, что нам запретят пользоваться благами иноземных культур.

Западный «стоп-сигнал» вывешен сейчас как отдельным российским творцам, так и известным всему миру отечественным театрам, музеям, хорам, танцевальным коллективам, издательствам и прочая. Порой создается впечатление, что многолетние культурные связи под угрозой: то и дело на слуху наши задержанные где-то музейные экспонаты, отмена гастролей европейских музыкантов, ограничение изданий книг иностранных авторов, запреты на выступления по миру наших артистов, невозможность постановки в России спектаклей, основанных на зарубежной драматургии... Так ли ужасна в реальности сегодня картина нашего, российского культурного мира?

Обсудить, чем чреваты современные внешние ограничения в сфере культуры, в Петербурге собрались представители разных областей искусства. Председатель правления Союза концертных организаций России, генеральный директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, например, уверена, что нынешняя ситуация искуственных ограничений, наложенных Западом на культуру России, напротив, благоприятна. Так, отмена гастролей западных певцов и музыкантов, по мнению г-жи Хомовой, создала в России не вакуум в афише, а возможность отечественным коллективам расширить внутренние и внешние связи, пойти на смелые эксперименты, на поиск неожиданных творческих коллабораций внутри страны и на Востоке. «Наш маэстро, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко всегда пропагандировал историю российской культуры. Нам на века хватит российской музыки, поверьте… – утверждает Хомова. – Звучит на нашей площадке и музыка зарубежных композиторов. Отмеченные Капеллой в июне 2022 года юбилеи Гайдна и Шуберта получили невероятные отзывы у наших австрийских коллег… Взаимопроникновение культур отменить невозможно! Капелла давно объездила все страны. Казалось, трудно назвать ту, в которой не были. Но в сегодняшней жизни для нас открылась новая география, ведущая к взаимному обогащению культур. Мы «посмотрели» в те страны, на которые нам будто бы не хватало раньше времени: Белоруссия, Турция, Иран, Армения…» По словам Хомовой, представители этих и многих других стран теперь охотно принимают у себя наши творческие коллективы и вскоре будут сами гастролировать в Петербурге.

Художественного руководителя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака тревожит тенденция, возникшая в отечественном театральном мире куда раньше «культурных» санкций. «Русский театр ныне разделен кем-то на две части: авангардный и классический, – говорит Спивак. – Думаю, это неправильно. Точнее, какая-то часть театров занимается театром для критиков, оценивающих и ценящих сегодня только авангард. Эта ошибка, произошедшая в оценке (театральной деятельности), может печально сказаться в будущем. В любом делении, в любом развитии превалирует божественная цифра «три». В реальности существует классический театр, современный и экспериментально-авангардный: прошлое, настоящее и будущее. Причем современный берет что-то из прошлого и у тех, кто пытается заглянуть в будущее. О нас часто говорят, что мы занимаемся классическим театром, но моя любимая книга – Стреллер «Театр для людей», и мы ставим спектакли про людей. Думаю, человек всегда хочет слышать и видеть в театре про самого себя всегда. Человеку интересно, кто он, что он такое, куда он движется… Что бы кто ни говорил. Такой театр всегда будет современен, и у нас полные залы». В качестве подтверждения своих слов, а также иллюстрации «санкционного момента» Спивак привел коллегам реальный пример. Дело в том, что Молодежный задумал поставить спектакль по пьесе «Глубокое синее море» британского драматурга Теренса Рэттигана. Разрешение на постановку в таком случае необходимо запросить у правообладателя, который задал театру два условия. «Думаю, вы сейчас улыбнетесь полученному ответу, который интересен и в свете современного разделения русского театра, – интригует Спивак. – «Первое: при постановке и дальнейшем прокате спектакля не допускать изменений текста. Второе: все роли должны исполняться актерами того же пола, который прописан у соответствующих персонажей». Получается, что Туманный Альбион явно тяготеет к театру «для людей», а эксперименты, которые на отечественной сцене так старательно продвигали с оглядкой на то, что делается на иных западных сценах, и вовсе не одобряет? Как бы то ни было, случай с Молодежным театром подтвердил, что тотального обрыва культурных связей не случилось и в области театрального искусства. Англичане таки дали разрешение на постановку и пошли на договор с российским театром…

Впрочем, прочие участники разговора, предполагавшего дискуссию, оказались единодушны: запреты на культуру как то плохо распространяются. Продюсер Алексей Кривский на круглом столе богато цитировал советское кино. Среди цитат были и известная песня со словами «Им бы понедельники взять и отменить…» и слова, произнесенные с экрана героем Леонида Быкова: «Война преходяща, а искусство вечно». Действительно, как можно сегодня отменить давно состоявшуюся великую экспансию российской культуры? Ведь нынче, пожалуй, в каждой столице мира живут русские люди – со своими книгами, песнями, фильмами, пищевыми привычками, традициями. И как можно кого-то наказать, якобы отобрав у России то, что уже давно принадлежит миру – европейские музыку, тексты, живопись? Если что в мире за последние сто лет и стало глобальным, так это, как раз, и есть культура!

Подытоживая сказанное на круглом столе «Россия, Запад, Мир: «Культура отмены» или развитие культуры?», уместно вспомнить надпись на кольце царя Соломона: «Все пройдет. Пройдет и это». Генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф убежден, что представители западного мира уже через несколько лет, забыв, кто руководил их странами в момент принятия «антикультурных» санкций, никогда не забудут, кто такие Толстой и Чехов. Придется согласиться: vita brevis ars longa. Или со знанием цитат на Западе есть проблемы?
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо