ОЧЕНЬ ПОХОЖИЕ НА НАС

Источник – Вечерний Санкт-Петербург, 31 октября 2018 года Текст – Мария КИНГИСЕПП
Накануне премьеры состоялась виртуальная творческая встреча с автором пьесы – популярным американским драматургом и сценаристом Доном Нигро. Его произведения почти полвека идут в разных странах, в том числе – о Льве Толстом, Пушкине, Чехове, Цветаевой, Блоке. Нигро – знаток и поклонник русской литературы. По его собственному признанию, она оказала на него большое влияние.
… Сеанс связи должен был начаться в шесть часов вечера. В штате Огайо, где живет Нигро, в это время было раннее утро. В зрительском фойе театра был установлен большой экран. Драматург появился крупным планом на фоне библиотеки в кабинете, сам Нигро в свою очередь видел петербургских участников встречи на мониторе своего компьютера.
Отвечая на вопрос о том, как появилась идея написать пьесу о животных, автор рассказал: «Я живу в маленьком городе на ферме, которую недавно купил, и постоянно наблюдаю за животными, окружающими меня здесь. Индюшки, которых я кормлю, сурок, который подходит к моим окнам… Что в их жизни происходит, о чем они думают? Мне кажется, они очень похожи на нас…» Семен Спивак, присоединившийся к телемосту, сразу пригласил драматурга в Петербург: «Приезжайте, артисты вас очень ждут». И доверительно добавил: «Вы такой, каким я вас себе и представлял. Словно мой брат или друг. Кажется, что я вас давно знаю…» Дон Нигро тут же комплимент вернул: «Мне прислали репетиционные фотографии, и они меня поразили – очень красивые! С удовольствием приеду». Премьера Молодежного театра «Звериные истории» – первая постановка этой пьесы Дона Нигро в Петербурге. Перевод Виктора Вебера, благодаря которому Нигро стал известен в России, живой и точно адаптированный к нашим реалиям: русский текст содержит узнаваемые образы и россыпь социокультурных ассоциаций. Драматург признался: «Некоторые истории было сложно сочинить, иные, наоборот, получались легко. Я будто слышал животных, когда представлял, что творится у них в головах, и смотрелся в них как в зеркало. Знаете, когда я работал в театрах, то много наблюдал за актерами и эти наблюдения помогли лучше понять и узнать животных. Они – упрощенная версия людей». Всего в пьесе, носящей подзаголовок «Наблюдения за человеческой природой», одиннадцать эпизодов, но на открытой репетиции приглашенным зрителям показали лишь десять. По словам Спивака, который обратился к зрителям перед началом прогона, репетировать было трудно: «Материал сложный. Истории очень разные, как и хронометраж каждой из них. Одна мини-пьеса идет семь минут, другие – пятнадцать, двадцать… А с одной историей мы не справились. Так что покажем то, что готово». А потом начался генеральный прогон спектакля. «Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков» – рассказ о голубой мечте индюшки научиться играть на саксофоне. «Попугаи» – семейная драма двух попугайчиков-неразлучников, а «Утконос» – личная драма нелепого существа, не похожего на других. «Великий бурундукский лабиринт» – о поиске своего подлинного предназначения, а «Теория нитки» («Кошки») – о поиске смысла жизни с налетом феминизма. «Сурок у окна» – об опасном попадании под чужое влияние, а «Мышеловка» – о роковом искушении. Наконец, три завершающие постановку новеллы – «Ожидание» («Коровы»), «Бог бабуинов» и «Диалог леммингов» – торжество театра абсурда и разрыв шаблонов. Все эти истории, происходящие на пустом пляже, сочиненном художником Николаем Слободяником, вполне могли бы произойти и с людьми. Потому что проблемы, затронутые автором, в той или иной степени волнуют каждого из нас. Все без исключения аллегорические сюжеты пьесы, полные глубоких метафор, нежной лирики, тонкого юмора, подлинного драматизма, написаны, конечно, про людей. Артисты нескольких поколений труппы (почти в каждом эпизоде заняты два состава, и смотреть желательно оба – фактически, это два разных спектакля), конечно, формально изображают животных, обозначая их природную органику (режиссер по пластике Игорь Качаев). В рисунке каждой роли безошибочно узнаются означенные в программке звери и птицы. Но по сути, в Молодежном театре показывают царапающую рефлексию современного человека, и спектакль, лейтмотив которому задают песни групп «Аквариум» и «Ногу свело» (музыкальное оформление Сергея Патраманского), временами восходит то к высокой комедии, то к высокой трагедии. Вопреки сложившейся традиции не выходить на поклоны после прогона артисты – разумеется, с разрешения режиссера – к благодарным зрителям вышли. Когда все цветы были вручены, а овации начали смолкать, Спивак снова взял микрофон и обратился к публике: «Мы хотим на вас проверить одиннадцатую историю. Она длится всего три минуты». Гул затих, на подмостки вышел «Летучий мышь» и прочитал, нервно и неровно, в ритме рэпа монолог типичного подростка: «кто я?» (не зверь и не птица), «какой я?» (страшный или несчастный) и «зачем это все?». Останется ли этот эпизод в спектакле – покажет время.