Источник – журнал «Театр+» от февраля 2023 года
Текст – Мария КРОСС
Молодежный театр на Фонтанке вновь обращается к теме любви: «Оружие сердец» - премьерный спектакль режиссера Юрия Цуркану по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова» и его же рассказу «Возвращение», опубликованному в 1946 году в журнале «Новый мир». Насколько это «оружие» стойко, вслед за писателем-философом, фронтовиком, ищут ответ создатели спектакля.
Рассказ «Возвращение» считается одним из лучших образцов русской прозы ХХ века. Он неоднократно воплощался в на экране: «Возвращение», реж. В. Рыжков, 1968.; «Домой!», реж. Г. Елизаров, 1982; «Отец», реж. И. Соловов, 2007. Сценическая же история этого платоновского текста невелика. К 50-летию Победы рассказом заинтересовался лишь режиссер Юрий Еремин, создавший спектакли – в 1995 году в Театре им. А. С. Пушкина, а в 2005 году в МХТ им. А. П. Чехова. О. П. Табаков, участвовавший в последней постановке, неоднократно говорил об огромном значении, которое имеет этот рассказ лично для нег – как для ребёнка войны. А вот сценарий «Семья Иванова» первые воплощен на сцене учеником Г. А. Товстоногова Юрием Цуркану. Ранее режиссер обращался к материалу со студентами своего актерского курса в Балтийском институте экономики, политики и права. Версия Молодежного театра на Фонтанке – более зрелая.
Сюжет не типичен для литературы 40-х. Гвардии капитан Алексей Иванов воюет на фронте, а его семья – мать, жена Ольга Васильевна, дети Пётр и Настя – эвакуированы на Урал, в непривычные условия, где все силы направлены на работу ради Победы. Молодая женщина в смятении переживает отсутствие вестей о муже. Местный кадровый начальник Семен Пашков, потерявший семью во время обстрела, поддерживает ее как может: Ольга напоминает ему погибшую супругу… Только в конце войны Ольга получает задержавшиеся в пути письма от мужа, отправляется на его поиски и, найдя, признается ему в измене.
Постановка Цуркану наследует традиции советского театра 60-80-х годов и с первых минут дает ощутить сильную руку режиссера. Героизм солдат, жертвенность работающих до изнеможения одиноких женщин с голодными детьми, жуткое ощущение разрухи и смертельного холода – все это есть в спектакле. Но в режиссерском фокусе все время удерживается внутренний мир героев, сохраняется огромный заряд правды, исходящий от прозы Платонова, поднявшего вопрос, который в тоталитарном государстве не принято было поднимать – о фронтовиках, выживших на страшной войне и с трудом приспосабливающихся к мирной жизни. Недаром произведение было жестко раскритиковано критиком В. Ермиловым и председателем Союза писателей СССР А. Фадеевым, а автор до самой своей смерти был лишен права публикации…
…Сцена окутана синим светом, герои подсвечиваются мягким бело-жёлтым (световое решение Евгения Ганзбурга). Главная сценографическая доминанта, выстроенная художником-постановщиком Владимиром Фирером – деревянный сарай, перекошенный войной, с прорехами в стенах и выпадающими досками. Деревянные доски – многозначный символ спектакля. Это и «деревянная» Россия, и знак невероятного опрощения жизни, её первобытной основы, с которой вынужденно соприкасаются герои. Но это и символ гроба, смерти, ухода в небытие. Накрывает себя доской юная санитарка, героически вынесшая Иванова с поля боя (студентка мастерской С. Я. Спивака Екатерина Родионова). Спрячется за приставленную к стене доску и герой Сергея Барковского, Семен Гаврилович, когда узнаёт, что Ольга Васильевна, к которой он успел глубоко привязаться, едет на встречу с мужем… Чаще тяжелые доски передвигают здесь женщины, слишком хрупкие для такой работы. И только высокая и сильная героиня Нины Лоленко, обмотчица электростанции Софья Ивановна, делает это ловко, споро, словно играючи.
Дарья Вершинина, исполнительница роли Ольги Васильевны Ивановой – молодая актриса, обладающая большой выразительностью. Возрастной контраст героини с Ивановым (Владимир Маслаков) придаёт главной теме спектакля ещё бОльшую остроту. Юная Ольга, живущая в тылу одной любовью к своему пропавшему на фронте мужу, не замечает ни тяжелого труда, ни первобытного быта, ни влюблённости Пашкова. Ее душевная устремленность к мужу «ломается» внезапно, когда, насмерть замерзнув во время непосильной работы, она приходит отогреваться в комнату Пашкова. Можно ли обвинять трогательную женщину, практически еще ребенка, в том, что в невыносимо трудных обстоятельствах своей жизни она ненадолго оперлась на плечо оказавшегося рядом случайного человека? Думаю, сочувствие зрителей на стороне героини, образ которой на одном дыхании, не фальшивя ни в едином слове, ни в одном движении воплощает на сцене актриса.
Герой-фронтовик Иванов в исполнении Владимира Маслакова красив, умён и горяч. Все силы отдаёт он борьбе с врагом, героически выживая на передовой. Но контраст между его сентенциями в адрес ревнивого сослуживца Белоярдзе, подозревающего измену жены, и собственным поведением в аналогичных обстоятельствах очевиден. Мужская гордыня героя сложно поддается укрощению, и только жалость к собственным детям, бегущим за поездом, что увозит Иванова от «жены-изменщицы», переворачивает душу этого человека, заставляет по-настоящему вернуться к семье. Эта финальная сцена красиво решена в спектакле пластическими средствами.
Дети Ивановых, Пётр и Настя, постоянно находятся в поле зрительского внимания. Жертвующий учебой ради быта, ощущающий себя главой семьи Пётр и его младшая сестрёнка Настя (студенты мастерской С. Я. Спивака Ян Юркевич и Ульяна Ворожейкина) трогательны и правдоподобны, убедительны и узнаваемы: Пётр – рассудительный, степенный «мужичок с ноготок», Настя – балованная любимица семьи.
Студенты Спивака привносят в спектакль свежую, молодую энергетику. Это и героически жертвующая собой санитарка (Екатерина Родионова), эмоциональный грузин Белоярдзе (Тимур Ширзадов), восторженная девочка-почтальонша (Александра Прохорова), добропорядочная немка-официантка (Анастасия Нечаева), трогательный безрукий инвалид (Максим Малуев). Но главное слово, конечно, остается за опытными артистами.
Горячо любимый петербургской публикой Сергей Барковский находит для образа невольного соперника Иванова, Пашкова, простые, но выразительные краски. Немолодой, одинокий, неприкаянный герой переживает огромную душевную боль из-за утраты семьи. Зарождающееся чувство к Ольге становится новым смыслом жизни для этого неоднозначного человека.
Любопытна параллель с семьей Ивановых, выстроенная в спектакле парой безногого фронтовика-инвалида на тележке (Александр Тихановский) и его жены (Зоя Буряк), безнадежно зовущей его домой, вымаливающей у него прощение. Их отношения проходят через всю постановку, и, к радости публики, их взаимное непонимание к финалу заканчивается примирением.
Запоминается также ярко, с юмором созданный образ антипода главной героини спектакля – модной европейской девушки Габриэль (Мария Вершинина), занимающейся проституцией с ведома и одобрения своего мужа.
В целом спектакль воспринимается как оптимистичный и светлый, вселяющий веру в людей и надежду на то, что настоящая любовь и преданность на самом деле существуют. Погружая зрителей в непростые обстоятельства жизни наших бабушек и дедушек, он дает толчок для размышления на тему, что такое зрелая любовь. И, значит, помогает нам лучше узнать самих себя.