НАТАЛИЯ ДМИТРИЕВА. ОЖЕРЕЛЬЕ ЯРКИХ РОЛЕЙ

Источник – an-piter.ru
Текст  – Юлия САЛЬНИКОВА

«Согласна?» – спрашивает любимую девушку Варвару Бумбараш в культовом фильме 70-х. «Согласна!» – мгновенно, без раздумий, отвечает та. Исполнительница роли Варвары, актриса Наталия Дмитриева так же, не задумываясь, однажды шагнула в театральную стихию. И вот больше полувека в искусстве: личный юбилей плюс 40 лет на сцене Молодежного театра на Фонтанке. «Наталию Дмитриеву можно по праву назвать актрисой, чьими ролями написана история Молодежного театра», – говорят в театре. И это справедливо и верно.


Она пришла в театр в Измайловском саду в 1981 году, уже поработав в театрах имени Ленсовета и Ленинского комсомола, где сыграла вроде бы и немного ролей, но ярковошла с ними в летопись театрального Ленинграда. Но именно Молодежный стал ее путеводной звездой. Красивая, талантливая, пластичная – сказались профессиональные занятия балетом и пантомимой, всегда тонкая и органичная. И невероятно вдумчивая, трудоспособная, не позволяющая себе игры «на штампах», всегда стремящаяся к глубокому пониманию характера любой из своих героинь. Каждая роль – жемчужина. Вместе – ожерелье образов, основа которого – талант и профессионализм. .

О таком репертуарном листе и диапазоне характеров, как у Дмитриевой, мечтает каждая актриса! Селия Пичем в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Ляля в «Пяти углах» С. Коковкина, Фекла Саввишна в спектакле «Своя семья, или Замужняя невеста» по пьесе А. Островского. А еще госпожа де Монтерой в «Маркизе де Сад» Ю. Мисимы и тетя Фарятьева в легендарной пьесе А. Соколовой «Фантазии Фарятьева. Любимая актрисой трагическая, построенная на пластике роль Найман-Аны в спектакле «И дольше века длится день» по Ч. Айтматову и Мать в «Отпуске по ранению» В. Кондратьева, спектакль-концерт о войне «Какая музыка была, какая музыка звучала…», о котором актриса до сих пор не может вспоминать без слез, числя его среди не просто творческих, но и человеческих, личностных достижений… Режиссеры, слава театральной России, с которыми Наталии Дмитриевой выпало счастье работать – Игорь Владимиров, Геннадий Опорков, Владимир Туманов, Владимир Малыщицкий, Ефим Падве, Лев Стукалов. И – звездный час актрисы с приходом в театр на Фонтанке его художественного руководителя Семена Спивака. Счастливая жизнь в кино, более 40 ролей, от любимой многими трагикомедии «Уходя – уходи» 1970-х и обожаемых зрителями «Улиц разбитых фонарей» нулевых до самых современных проектов 2020-х, «Иных», «Охота на певицу» и других. Многолетнее преподавание актерского мастерства в лицее искусств «Санкт-Петербург», ученики, и те, что теперь выходят на сцену, и те, что заполняют зал, настоящие, вдохновленные Театром зрители, восторженно аплодирующие своему Учителю.

Смотреть на сцене на Дмитриеву – чистое наслаждение для искушенного театрала. Иронично сыгранная Мария Хосефа, мать главной героини в «Доме Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки. Тщательно, остро и ярко, сочно, но без нажима, сотканная из деталей роль интриганки и заговорщицы, подлинного «злого гения», королевы Иоланты в драме Ж. Ануя «Жаворонок» (в юности Дмитриевой довелось играть в «Жаворонке» и главную роль Жанны, Орлеанской девы).

Небольшая, но ключевая для спектакля «Без вины виноватые» роль Арины Галчихи. Историю о провинциальной артистке Елене Кручининой обычно ставят как актерский манифест либо как историю женской силы и успеха. Появление на сцене Дмитриевой-Галчихи, спившейся няньки, превращает драму в трагедию. За несколько минут на сцене Наталии Дмитриевой удается создать мощный, точный образ, показать историю маленького человека в развитии, выстроить его линию жизни. Потому что Островский не был бы Островским, если бы писал только о судьбе артиста. Островский всегда – о человеке и обществе. И если помнить, что все роли в этой пьесе – бенефисные, то лучшего выбора для бенефиса Дмитриевой и придумать было трудно.

Когда-то режиссер Геннадий Опорков сказал о ней «Все, кто видел на сцене своеобразных героинь Наталии Дмитриевой, вряд ли забудут их и саму Наташу – изящную, очаровательную». И еще: «Наталия, ты сможешь играть все!» Прозорливо…

Наталия Дмитриева не только может играть все. Моноспектакль «Кармен, которую вы знаете», где актриса выступила не только как исполнитель, но и как постановщик и автор композиции, был очень популярен у зрителей в 1990-е. Придуманные ею спектакль-концерт по сказкам Степана Писахова «Северны блины» и документальная фантазия «Марина. Вне рамок» памяти М.Цветаевой шли на многих сценах северной столицы. Наталия Дмитриева – поэт и драматург. К недавнему личному юбилею актрисы вышла книга ее стихов и пьес «Свое недосказать», а дочь Дмитриевой, режиссер Полина Неведомская поставила онлайн спектакль-эскиз «Лебедь» по пьесе юбилярши. Роли двух немолодых балерин исполняют Мария и Дарья Вершинины, актрисы театра на Фонтанке. Пьеса, жанр которой автор определила как «па-де-де на фоне текста» – своеобразный итог раздумий Наталии Дмитриевой о сути актерской профессии, о призвании, о таланте, о жертвенности в искусстве.

Свое недосказать… В недосказанности больше смысла, чем в досказанном. Формула краткости, выведенная Чеховым, вечна. О времени и о себе? Не итоги ли? Нет, просто настал момент, когда для заслуженной артистки России Наталии Дмитриевой, говоря словами ее героини Фарятьевой, «все звезды сложились в созвездия, те приобрели четкие границы, формы, и я поняла их смысл». «День нынешний разумен, деловит, вид недостигнутых вершин досаден, но все же уйма особей и впадин, преодоленных на пути, бодрит» – а это уже стихи самой Дмитриевой, педагога, талантливого литератора, большой русской актрисы, думая о которой понимаешь, что служенье Мельпомене – не ремесло, а высокое искусство. И вечная неуспокоенность души.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо