«На кухне синим цветком горит газ…»

Источник: Арт-журнал "Около"
Текст: Кристина Французова-Януш

В Молодежном театре вывели в свет пьесу сэра Теренса Мервина Рэттигана «Глубокое синее море». И хотя пьеса «англицкая», ее тема очень актуальна и по сей день. История убийственной любви, разрушающей личность женщины — один из самых популярных театральных сюжетов в мировой драматургии. Премьера состоялась в декабре.


Время пьесы – один день из жизни… Это особый жанр пьес, когда действие и коллизии максимально насыщенны и сконцентрированы на главном. В течение одного сценического дня зритель совершает экскурс в прошлое героев, погружается в драму главной героини Хестер Коллер, знакомится с ее характером, воспоминаниями, настроениями и иллюзиями.

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Яковлевич Спивак и в этот раз не изменил себе, адаптировав европейскую пьесу в лучших традициях русского психологического театра. Намеренно отказавшись от декораций а-ля-Лондон 50-х, он поселил героев пьесы в условное пространство (сценография Николая Слободянника). Из меблированных комнат мрачного готического особняка действие переносится на «острова», созданные из подсвеченных снизу подиумов, которые ассоциативно напоминают лед. Подсветка меняется сообразно происходящему на сцене – от операционно-белого и глубокого голубого света до тревожно-красного. По большей части контрастное освещение усиливает драматизм. Для зрителя, смотрящего на сцену из темного зала, акцентирование светом дает необходимые атмосферные подсказки.

«Спасение ценой в шиллинг».
Спектакль начинается с того, что главная героиня Хестер Коллер (Эмилия Спивак) пытается покончить с собой общеопасным способом, включает на кухне газовую конфорку, а для верности глотает двенадцать таблеток снотворного. Все банально. Поводом к смертельному решению становится равнодушие ее возлюбленного Фредди Пейджа (Александр Тихановский), бывшего военного летчика, вернувшегося со Второй мировой живым и павшего в схватке с зеленым змием. Драматизм ситуации усиливается тем, что для Хес связь с Фредди – существенный удар по репутации. Еще семь месяцев тому назад она была супругой влиятельного судьи Уильяма Коллера (Андрей Кузнецов) со всеми вытекающими из этого последствиями. К тому же в «анамнезе» у нее папа-священник. С таким бэкграундом страдательная любовь к фрустрирующему алкоголику для Хес явный шаг назад.

И вот включен газ, приняты таблетки. Вроде бы это финал, но за ним следует начало новой истории. И тем, что эта история разворачивается на наших глазах, мы обязаны шиллингу, которого у Хестер Коллер не оказалось. Это крошечная деталь, спасающая героине жизнь. Шиллинг олицетворяет ту самую судьбоносную малость, что управляет громадой жизни.

Ближе к финалу спектакля, когда Хес, смелая и преображенная, вновь решается покончить с собой, уже не отсутствие шиллинга спасает ее, а мистер Миллер (з. а. России Петр Журавлев), точнее его реплика «Единственная цель в жизни – жить, просто жить». И это действеннее, чем клятвы в любви и обещания Фредди взять ее с собой в новую жизнь. Хес обретает в словах Миллера тот самый главный довод: почему и ради чего надо жить. Понимание, что жизнь прекрасна не как результат, а как процесс. Весь реквизит и декорации спектакля: газовая плита с духовкой, телефон, записная книжка, красный и черный стулья, графин с водой, торшер и этажерка, как закладки в книге, ведущие нас к важным смысловым моментам спектакля. Но главную вещественную роль в спектакле играет прощальное письмо Хес своему любимому мужчине Фредди Пейджу. С этого и начинается наше знакомство с ней, когда, еще не видя ее саму, мы слышим ее голос, который читает прощальное письмо, в то время как на сцене появляются деловая миссис Элтон (з.а. России Алла Одинг) и молодожены Уэлч (Дарья Вершинина и Сергей Барабаш). Жизнелюбивое щебетание супругов о пустяках переплетается с драматическим признанием женщины, принявшей решение уйти из жизни. «Фантомные боли войны».
У драматурга Рэттигана отсылка к Первой мировой войне возникает в комментарии, предваряющем первое действие пьесы. Для него личное участие в войне в качестве воздушного стрелка-радиста стало переломным моментом жизни. Эхо войны звучит в пьесе и спектакле. Оно же становится для Фредди Пейджа своеобразным оправданием его безответственного бытия. Только в глазах Хес война — не оправдание для пренебрежительного отношения к ней Фредди. Между ними происходит свой военный конфликт. Ее попытка самоубийства для Фредди – своего рода пике, попав в которое, он принимает решение покинуть возлюбленную. Прочитав ее прощальное письмо к нему, он осознает, что ему не по силам ответственность за любимую женщину. То, что она называет любовью, для него лишь ситуационный эпизод жизни. Их противостояние на протяжении двух действий трансформируется в разные сценические жанры: от трагедии и комедии до бурлеска и фарса. Перемещаясь по светящимся островкам, они испытывают каждый из них на прочность, отстаивая право на ту любовь, на которую каждый из них способен.

«Столкновение в небе».
Подбор артистов на главные роли – Эмилия Спивак, Александр Тихановский и Андрей Кузнецов – свершился по лучшим традициям характерных ролей. Они все антагонисты друг другу. Гибкая, пластичная, очень живая Хес – творец по натуре. И не только потому, что пишет картины. Ее взгляд на жизнь и людей проникает глубоко. В любви она готова отдавать всю себя, но и от других ждет этого. Она далека как от своего респектабельного супруга, так и от бесшабашного алкоголика-возлюбленного. Социальный разлом, всю жизнь преследовавший самого Рэттигана, вынужденного доказывать право на свою значимость перед кругом избранных, воплощается и в отношениях любовного треугольника. Ни успешный адвокат, ни военный летчик не способны распахнуть в душе героини глубокое синее море. Им до нее просто не дотянуться. Не хочется цитировать здесь знаменитую английскую пословицу «между дьяволом и глубоким синим морем», ибо на самом деле это пьеса не о выборе из двух зол. Это спектакль о спасении утопающей. О том, как порабощение любовью лишает женщину достоинства. Для бывшего летчика-аса, заглушающего фантомные боли войны алкоголем и ленным существованием, Хес с ее любовью на разрыв аорты – граната с вырванной чекой. А для бывшего мужа – болевая точка и элемент безупречного джентльменского набора. Успешный адвокат должен быть успешен во всем, но супруга, дочь сельского священника, начисто ломает мужу картину семейного благополучия. Потому и не получается у него «склеить разбитую чашку». Не помогают ни шуба, ни покаяние, ни искреннее стремление вернуть беглую супругу.

«Четыре возраста души».
Героиня Эмилии Спивак проживает четыре возраста души, на каждый из которых приходится по одному наряду. В момент знакомства с героиней мы видим ее в мужской полосатой пижаме, которая явно ей велика. Именно в мужской, иначе говоря, на тот момент она лишена даже своей женской индивидуальности. На этом этапе Хес – жертва, испытывающа зависимость от мужчины, который ее подавляет.

На втором этапе Хес, спасенная молодыми супругами Уэлч, выныривает из чуть не сгубившей ее инфантильности, встречается с мужем-судьей, договаривается с ним о свидании. Но возвращается Фредди, и вот она уже примеряет на себя платье на выход нежно-хризолитового цвета, струящееся, облегающее ее рельефную фигуру. Фрэдди говорит, что готов взять ее с собой в ресторан. Но именно в этот момент, когда жизнь для нее обретает смысл, ибо любимый позвал за собой, он находит fatal-письмо. Хес выплывает из комнаты в обтягивающем платье, присаживается за туалетный столик, дабы завершить последний штрих образа, а когда макияж завершен, выясняется, что возлюбленный сбежал.

Ответственность за женщину для него страшнее, чем служба военным летчиком во время войны. Она бросается к телефону, чтобы найти его по барам, но трубка отвечает ей издевкой – сигнал отбоя звучит как мелодия «Happy Birthday to You». И все равно, проходя через все надломы, что устраивает ей жизнь, отвергая благополучное сосуществование с супругом, который готов ее простить и принять обратно, Хес все еще держится за Фредди. Помогая ему одеваться, не хочет отпускать его пиджак, цепляясь за него, как утопающий за скользкие края проруби. Ведь именно Фредди научил ее любить, как она признается мужу во время их первой встречи. В этом нежно-салатовом, как несбывшееся лето платье, она завершает первое действие.

Третья ступень взросления героини происходит в костюме: юбка-бадлон терракотового цвета. Своей хрупкостью она напоминает маленькую терракотовую статуэтку из реквизита второго действия. Если ее уронить – она разобьется. Но на этом этапе героиня уже другая. Она осознает, что полюбила, и что эта любовь для нее – смерть. И обреченность ее отношений с мужем тоже понятна. «Всегда находятся какие-то вежливые слова, от которых становится не по себе», – говорит она супругу. Это значит, что мистер Коллер опоздал со своей любовью. Андрей Кузнецов играет роль безупречно положительного человека, но уже в первые минуты его появления на сцене становится понятно, что его участь – проигрыш, ибо Хес – не его женщина.

И, наконец, почти в самом финале спектакля Хестер Коллер решает вновь расстаться с жизнью. Усвоив все преподанные ей уроки, в том числе и историю про шиллинг, для перехода в иной мир она надевает пеньюар того самого синего цвета, который и смерть, и жизнь, и возрождение. Если в первый раз ее спасает отсутствие шиллинга, то на этот раз к ней на помощь приходит тот самый мистер Миллер, что помогал ей после первой попытки суицида. Человек с таинственным прошлым, и от того, еще более значимый, сродни небесному заступнику.

Эпилог. Глубокое синее море, которое еще в первом действии грозило погубить Хез, во втором выносит ее на берег. Терракотовая статуэтка обретает прочность. Муж покоряется выбору ускользающей от него супруги. Она осознает, что Фредди для нее – смерть, особенно после того, как он обвиняет ее в своем пьянстве «Я пью, чтобы забыть, что это письмо существовало». Оковы сброшены, вот она, синева новой жизни…

Семен Спивак ведет героев спектакля через всю эту синеву – от газовой конфорки до окна, распахнутого в сентябрьское небо. «Новорожденная» Хестер Коллер вместе с миссис Элтон, мистером Миллером, Джеком Джексоном, счастливыми молодоженами Филиппом и Энн Уэлч устремляется в завтрашний день, что открывается им в глубине сцены, где в течение всего спектакля зрительское внимание привлекало огромное окно. С ними нет лишь одного человека – Фредди Пейджа. Набегающий прилив нового дня оставляет его за бортом.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо