НА ФОНТАНКЕ РАССКАЗЫВАЮТ ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ

Источник – Театрал, 2 ноября 2018 года Текст – Виктор БОРЗЕНКО
Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак первым в Санкт-Петербурге поставил спектакль по пьесе Дона Нигро «Звериный истории». Режиссер говорит, что в этом произведении он увидел прежде всего молитву, призывающую людей остановиться и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Премьера спектакля состоялась на днях в Северной столице.
«Трагикомедия – любимый жанр нашего театра. Но я еще никогда не ставил таких сложных пьес, - говорит Семен Спивак. – Избрав героями животных, драматург без прикрас описал отношения между людьми. Безумие, страх, искушение, одиночество – все это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть. Таков и наш спектакль. Его судьбу не угадать, но мне кажется, что зрителю он нужен. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее.... И театр, который на одном языке говорит со зрителем о его проблемах, будет вам поддержкой». «Звериные истории» – это одиннадцать коротких пьес, одиннадцать пронзительных историй, полтора десятка героев, – утконосы, мыши, бурундуки, кошки, индюшки и других животные – объединенных лишь местом действия. Пустынный, заброшенный пляж, опустевший с окончанием лета, располагает к откровенности, к философским рассуждениям, к осознанию себя, своего одиночества, своей судьбы. Горечь и ирония, жалость и насмешка, любовь и сомнение сменяют друг друга на сцене. «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми, – говорит Дон Нигро. – Любой, кто думает, что собака или кошка напрочь лишены разума и эмоций, по моему разумению, сильно заблуждается и заблуждение это вызвано жуткой пустотой его собственной эмоциональной жизни, а может, человек этот просто не обращает на животных никакого внимания. Я несколько подозрительно отношусь к пьесам, которые рождаются, чтобы нести определенный смысл. Ведь идея заключается в самой пьесе. То, какой смысл она несет для того или иного человека, зависит от многих факторов, и ее значение может меняться время от времени и от человека к человеку. Для меня написание пьесы не является демонстрацией того, что я думаю и что я знаю. Для меня это своего рода исследование, причем, порой, того вопроса, который я даже не могу для себя сформулировать. Я всегда «нащупываю» в темноте. Думаю, эта пьеса появилась на свет, потому что я чувствую свою близость к животным, и я хотел попробовать и представить, что происходит внутри них. В конце концов, «животное» – это даже больше о нас самих».