МУЖЕСТВО ЖИТЬ НАБЕЛО

Газета "Невское время". 2014. 13 ноября Текст - Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ Молодёжный театр на Фонтанке преподнёс подарок чувствительному зрителю - постановку Семёна Спивака и Сергея Морозова по пьесе Торнтона Уайлдера «Наш городок». События, описанные Уайлдером, относятся к началу ХХ века, а сама пьеса - к его 30-м годам. Прошлый век - кому он интересен? Но со сменой веков человек не меняется, и мы, так же как и сто лет назад, мало отдаём себе отчёт в неповторимости каждого мгновения жизни и ценности каждого человека, встречающегося на нашем пути.
Из поколения в поколение человечество живёт «на черновик», словно где-то в неведомом завтра любой наш сегодняшний шаг получит дополнительное время или повторное право на «чистовую» реализацию. Кто-то понимает, что не успевает чувствовать и ценить жизнь, кто-то - нет, но и тех и других терзает смутное понимание - «не так живём», обостряющееся с уходом друзей и близких. Уайлдер, проследив жизнь и смерть обитателей одного американского городка Гроверс-Корнерс, резюмировал жизнь и смерть каждого из землян - он попал в десятку своей «хроникой умирания». Пьесу «Наш городок» как точку пересечения чувств и философии режиссёры будут ставить, пока будут существовать мысль и театр... Художник-постановщик Николай Слободяник сделал материальный мир «Нашего городка» прозрачным и почти призрачным. Ажурная металлическая конструкция декораций - лишь контур объектов реальности, постоянно продуваемой ветрами времени. Даже цветы здесь изображаются в виде белых флюгеров-пропеллеров, бытие которых подвластно ветру. Безмятежно белоснежен и абрис домов, окон, дверей, скворечников, уличных часов и фонарей, воздушных змеев, парящих над головами жителей. Не менее безмятежны поначалу и герои, одетые если не в белые, то в белочёрные одежды (исключение - лишь могильщик Стоддард - Анатолий Артёмов, обряженный в чёрное). Художник Мария Лукка максимально приближает костюмы ко времени, которое трижды оговаривает человек «от театра», обозначенный драматургом как «помощник режиссёра» (эту роль исполняет Александр Черкашин). Годы 1901, 1904, 1914-й и в переносном, и в буквальном смысле промелькнут за три часа действия, словно слайдшоу. Согласно режиссёрской воле время для героев периодически замирает, переходя в фотографическое изображение: вспышка, щелчок - и люди застывают с улыбками на лицах. А ведь только что они искали происшествий, сетова- ли на недостаток культурной жизни в городке... Нет, они реально счастливы: друг другом, как солидная чета Гиббс (Вадим Волков и Зоя Буряк) или беспокойная чета Уэбб (Евгений Клубов и Александра Бражникова), своим делом, как выпивоха-органист Стимсон (Андрей Некрасов) или аккуратист молочник Ньюсом (Илья Морозов). На пути к счастью и подростки Джордж и Эмили, которые могут спорить или миловаться, поругиваться или казаться ангелами. Но если женское начало Эмили в исполнении Эмилии Спивак уже всем существом осознаёт, что человеку для полного счастья надо, чтобы его кто-нибудь любил, то Джордж (Константин Дунаевский) поймёт это слишком поздно. Поставленный балетмейстером Сергеем Грицаем танец влюблённых - удивительное воплощение женской нежности и осторожности первого чувства, направленного на любимого, будет повторён в финале спектакля, когда умершая Эмили явит Джорджу, не видящему её, всё ту же бережность, а он наконец остро ощутит потребность в её любви. Заключительные сцены выстроены постановщиками с такой тактичностью, с таким пониманием человеческого несовершенства и знанием цены боли от потери, что слёзы подавляющего большинства зрителей неизбежны: зал плачет, возможно освобождаясь от чувства вины за своё прежнее непонимание, за жизнь «на черновик», за сокрытие нежности по отношению к тому, кто дорог. Матчасть призрачна и зыбка, основная ценность мира - люди, которых нельзя любить, стесняясь.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо