КЛАССИКА ВПЕРЕДИ

Источник – журнал «Театр+»

Текст – Елена ВАЛЕНТИНОВА

 

Театры обычно подводят творческие итоги дважды в год – в конце сезона они прощаются со зрителями до сентября, а в конце года календарного  вместе со всей страной оценивают, что удалось сделать за истекшее время.

 

По счастливому совпадению 2021 год в Молодежном театре снова выдался юбилейным - отмечали важные даты в мировой культуре. Уходящий 2021-й ознаменовался выпуском трех премьер по шедеврам мировой классики, который совпал со 130-летием со дня рождения Михаила Булгакова, 265-летием со дня рождения В.-А. Моцарта и 180-летием со дня появления окончательной редакции гоголевской «Женитьбы». Эти премьеры - «Кабала святош/Мольер», новая постановка оперы «Дон Жуан» и #Женитьба_net. О них на итоговой творческой встрече в пресс-центре «Интерфакс» говорили художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке, народный артист России Семен Спивак, артист Молодежного, популярный артист театра и кино, исполнитель главных ролей в спектаклях «Кабала святош/Мольер» и #Женитьба_net Андрей Шимко и известный петербургский режиссер, постановщик нового спектакля театра #Женитьба_net Александр Кладько.

 

Конечно, невозможно было не отметить, что год для всех театров выдался нелегким. Многие спектакли заменялись из-за болезни артистов; введение куар-кодов потребовало большого понимания со стороны зрителей. Безусловно, с организационной точки зрения  уходящий год войдет в историю как один из самых сложных - год, который испытывал на прочность отношения между театром и зрителем. Но с уверенностью можно сказать: выпуск премьер и непрерывные творческие поиски помогли всем театрам эти связи укрепить.

 

В мае в Молодежном состоялась премьера спектакля «Кабала святош/Мольер». Для режиссера-постановщика спектакля Семена Спивака это было третье обращение к творчеству Михаила Булгакова. По словам Спивака, после работы над «Днями Турбиных», «Дон Кихотом», а теперь и «Мольером» он стал лучше понимать  Булгакова. Тема пьесы оказалась очень близка режиссеру – отношения между художником и властью, размышления о роли искусства в жизни людей. «Человечество не очень понимает, зачем нужно искусство. Ведь по большому счету можно прожить без театра,  без музыки… Многие так и живут. Но они не понимают, что душа у них становится беднее, трезвее, - отмечает Семен Спивак. -  Я искренне верю, что искусство снимает «сухость» жизни  и  возвращает человека к себе, дарит чудо возрождения души».

Спектакль стал программным для Молодежного театра. Он  хорошо принят и критикой, и публикой. Как не раз говорили сами создатели, они пытались в каждом персонаже Булгакова увидеть личность сложную, многогранную. Так работал над ролью и Андрей Шимко, исполнитель роль короля Людовика  XIV, главного противника великого комедиографа Мольера, которого играет Сергей Барковский. «Я  никак не предполагал, что смогу играть Людовика. Это был вызов для меня, - признается артист. -  Ведь это человек, который Мольера, своего друга и кума, уничтожил одним щелчком. Однако я все равно старался быть адвокатом своей роли, искал, в чем Людовик мог быть прав: король – это сила, статус, на который никак нельзя бросить тень, а Мольер сделал это… Играть неоднозначного человека для меня праздник». За исполнение роли Людовика Андрей Шимко вошел в шорт-лист московской премии зрителей «Звезда театрала».

 

Совершенно иного ракурса мышления требует роль Подколесина в гоголевской «Женитьбе», которого тоже играет Шимко в премьере #Женитьба_net. Премьера нового спектакля Молодежного театра станет подарком зрителям к Новому году – она состоится 18,19, 31 декабря и 2 января. Постановщик спектакля Александр Кладько размышляет в этом спектакле о разобщенности людей, о неумении  выстраивать отношения друг с другом,  бесконечной увлеченности виртуальным миром и миром фантазии.

Александр Кладько заметил удивительную вещь: чем технологичнее становится новый век,  тем интереснее делать новую трактовку пьесы «Женитьба»; в этой пьесе столько тайны, человеческой и творческой, что она постоянно провоцирует постановщиков на эксперименты!

По мнению Кладько, Гоголь – очень манкий автор. «Как сказал литературовед и писатель Абрам Терц, речь у Гоголя «уписяста и дуплиста». В этой «уписястости» и «дуплистости» можно копаться бесконечно. Изучая язык Гоголя, ты, как коробочки, бесконечно открываешь и открываешь новые вещи.  У него много замечательных словечек, которые молодежь сегодня не слышит», - поясняет режиссер. Он уверен, что Гоголь был сам большим ребенком, поэтому его творчество должно быть близко современной молодежи.

 

Еще одним важным культурным подарком для поклонников творчества Семена Спивака в 2021 году стала новая постановка оперы Моцарта «Дон Жуан», которую художественный руководитель Молодежного  осуществил… в Большом театре в Москве совместно с главный дирижером театра Туганом Сохиевым. Для Спивака это был дебют в качестве оперного режиссера. Но по его словам, он созрел для того, чтобы рискнуть! И риск был высоко оценен московским зрителем.

Изучив все имеющиеся материалы о Моцарте и его опере, пересмотрев в интернете около двухсот театральных интерпретаций,  Семен Спивак понял: за долгие годы сложилась ситуация, что эту оперу стали воспринимать как драму или даже трагедию, хотя сам Моцарт на клавире собственной рукой написал, что «Дон Жуан» -  «веселая драма». В этом жанровом ключе постановщик и работал, предлагая зрителю во многом революционную трактовку. «Есть время энергии, любви к жизни, неудержимого восторга, а есть время угасания. Об этом мы и поставили спектакль, - комментирует Семен Спивак. - Мы зашли немного с другой стороны, но именно этот подход, я думаю, и вызвал зрительский интерес. Мы хотели поставить про всех нас,  а не только про севильского развратника. Дон Жуан хотел все время праздника и не мог остановиться, пока не вмешались высшие силы».

В «Дон Жуане» заняты 70 артистов, в том числе большое количество мировых звезд, не первый раз участвующих в постановке этой оперы. Многие приезжали на репетиции прямо из Аргентины, Франции, Польши, Канады. Заглавную партию исполнили Ильдар Абдразаков и Дэниэл Окулич. Ближайшие показы состоятся весной будущего года, на гастроли в Петербург везти оперу пока не собираются. Сам Семен Спивак рад вернуться в родной Петербург, который он так любит за несуетность, и пока никуда уезжать не планирует.

 

 

 

 

 

 

 

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо