«КАСАТКА». ПЕРЕЗАГРУЗКА

Источник – «Культура Петербурга»

Текст – Наталья Черных

И снова на сцене могучая яблоня, уходящая ветвями в небо, и снова поет Эмма Шаплин, герои влюбляются и разлюбляют, дворовая девка твердит, что гости – к счастью, а свадьбы Раисы и Ильи в финале так и не происходит. На сцене Молодежного театра на Фонтанке – «Касатка». С новыми актерами, но с вечными ценностями.

Спектакль, который многие годы являлся гвоздем репертуара Молодежного театра, был сыгран в прежнем составе 395 раз. Но после 22 лет неизменного успеха его закрыли. Оно и понятно, актеры «повзрослели»: сложно играть двадцатилетних, когда тебе «немного за»…

«Касатку» торжественно проводили на пенсию, но не тут-то было! Зрители буквально извели режиссера Семена Спивака своими просьбами возродить любимый спектакль. И вот начались смотрины новых героев, подбор костюмов, репетиции...

В итоге «обновили» практически всех и вся. Но несколько персонажей остались за теми же артистами. В спектакле по-прежнему играет великолепный Сергей Барковский (Абрам Желтухин), Татьяна Григорьева (тетушка Бельского), Елена Соловьева (двоюродная тетушка Бельского) и Алексей Одинг (матрос).

О Барковском стоит сказать отдельно: его персонаж здорово эволюционировал. В прежней «Касатке» он был менее заметным, сейчас же вышел на первый план, да и характер героя изменился. Даже и речи не шло о том, чтобы заменить этого артиста, сыгравшего все 395 старых «Касаток». У Барковского такой фан-клуб, что без его участия спектакль просто разочаровал бы зрителей. Но если вначале он был «вишенкой на торте» – эдаким комичным маргиналом, то постепенно из смешного «философа дна» превратился в искреннего и глубоко ранимого человека.

В финале спектакля, когда Абрам понимает, что кончились его скитания, и он остается жить у тетушки, герой восклицает: «Да я вам такой артишок выращу!». Раньше после этой реплики зритель мог и хохотнуть. Мол, опять Желтухин привирает и подмазывается. Но сейчас в зале – тишина, ему верят: и артишок, и огурчики с помидорчиками, и яблоки, и крыжовник. Человек будет радоваться каждой мелочи, устав от бесконечных «Монте-Карлов». Ведь по большому счету, он очень добр, а вся его хитрость, изворотливость, поддакивания – шелуха, защитный панцирь, который нарос за годы непутевой жизни.

Что же тетушка Варвара Ивановна? С личной жизнью у нее не сложилось, свою нерастраченную любовь она отдает воспитанникам Илье и Раисе, да и на появившегося Абрама Желтухина тепла тоже хватает. В паре с Татьяной Григорьевой тетушку сейчас играет Регина Щукина. И если у Григорьевой героиня более мягкая и беззащитная, у Регины она – дама «с прынципами», а еще – с великолепным чувством юмора.

Теперь о главной героине Марии Семеновне, ставшей несколько другой в нью-«Касатке». Прежняя, в исполнении Натальи Сурковой, была роковой красавицей. Из разряда «посмотрит – глазами прожжет». Такой и оставалась до финала. Новая (Алиса Варова) похожа на хрупкую фарфоровую куклу, в которой сломался механизм. Казалось бы, уже ни эмоций, ни надежд на будущее у Касатки нет, но тут возникает Илья, влюбившийся в нее еще мальчишкой, и холодный фарфор теплеет.

Сравнивать Илью прежнего с Ильей нынешним (Александр Строев и Александр Тихановский) нет смысла – каждый из них хорош по-своему. Но отмечу, что нью-Илья манок и брутален: он отчаянный и какой-то, говоря современным сленгом, безбашенный. Такой может и невесту чужую украсть, и в пропасть с обрыва прыгнуть. Вершиной его темперамента стал танец с Марией Семеновной, где артисты обвивают и подстегивают друг друга кнутами. По танцу видно, как будут жить эти двое дальше: в воронке страсти, с бесконечными ссорами и примирениями, но в любви.

Совсем иная любовь у князя Бельского (Андрей Кузнецов) и Раисы Глебовны (Василина Кириллова). Тихая и нежная Раиса, как истинно русская женщина, жалеет непутевого князя, и плевать ей на то, что он проиграл состояние в карты и несколько лет жил за счет Касатки. Для нее он, прежде всего, человек тонкой душевной организации – не то, что «грубиян» Илья. В финале герои все-таки признаются друг другу в чувствах, и, скорее всего, будут жить спокойно, душа в душу, народив кучу детей.

Есть в спектакле еще один яркий персонаж – двоюродная тетушка Бельского Анна Аполлосовна (Елена Соловьева). Вот где зритель хохочет, смахивая слезы. На сцене возникает что-то маленькое, подслеповатое и нарядное – все в кружевах. Тетка Анна путает имена героев, путает их самих, а свою близкую родню Варвару Ивановну обзывает чудачкой и советует дочери «не больно-то её слушать». Она олицетворяет собой старшее поколение, любимое, устои которого, увы, уже вызывают улыбку у молодежи. Тем не менее, она так же добра и светла, как и все герои на сцене.

Если подвести итог, нью-«Касатка», конечно же, удалась. И дело не только в героях. Повторюсь, актеры и прежнего, и нового состава хороши, зритель вздыхает, смеется, плачет... Но следит не только за любовными перипетиями, все гораздо глубже. Ведь все мы по большому счету – абрамы желтухины: карабкаемся на вершину, бежим куда-то, надуваем щеки и выматываемся, выгораем в этой гонке… А где-то у тетушки – герань на окнах, крыжовник в саду, сладко пахнет яблоками и летом. И мы все мечтаем однажды вернуться туда, к самим себе.

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо