Важная информация! Посещение спектаклей с 30 октября.

«КАБАЛА СВЯТОШ» МИХАИЛА БУЛГАКОВА В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ НА ФОНТАНКЕ

Источник — «Интернет-портал "Культура двух столиц"» от 07 августа 2021 года
Текст — Илья Золкин
Нельзя сказать, что в Санкт-Петербурге-Ленинграде, большая история постановок пьесы Михаила Булгакова "Кабала святош", написанной им в 1929 году. Она ставилась также под названием «Мольер».

В советское время многие театральные режиссеры побаивались прикасаться к этой пьесе из-за остро описанного в ней конфликта между художником и властью, так как эта тема всегда скользкая. Однако, одной знаковой постановкой наш город все-таки воистину может гордиться.

В 1973 году Сергей Юрский фактически дебютировал в режиссуре на сцене родного "БДТ" (его прежняя режиссерская попытка в "Фиесте" по Эрнесту Хемингуэю не увенчалась успехом и спектакль выпущен не был). На сей раз постановка с потрясающей актерской командой, значительной сценографией Эдуарда Кочергина и музыкой ленинградского гения Олега Каравайчука стала мощным событием в культурной жизни города. А руководитель театра Георгий Товстоногов, с одной стороны, радовался режиссерским способностям своего ведущего актера, с другой стороны, даже некоторым образом завидовал.

В то же время, выбор Юрским острого произведения для постановки  позже сыграл с ним злую шутку, поскольку следствием этого стал его вынужденный переезд в Москву, хотя это и не было основной причиной.

  В Москве же в 1966 году, впервые после запрещенного спектакля 1936 года во МХАТе СССР имени М. Горького (еще при жизни Булгакова!), пьесу осмелился взять для своей постановки смелый Анатолий Эфрос, работавший в Московском театре имени Ленинского комсомола. Но, тот спектакль тоже существовал не долго, так как режиссер был вынужден покинуть театр. Правда, впоследствии был снят телефильм, но он все же не дает полного представления о театральном спектакле.

 Но, уже в XXI веке пьеса Булгакова окончательно перешла в разряд нашего российского национального достояния, абсолютной классики. Этот материал дает колоссальные возможности сыграть по-настоящему интересные, глубокие человеческие судьбы и характеры. Роли Мольера и Людовика XIY - всегда настоящий подарок и счастье для актеров, соприкоснувшихся с этой пьесой.
Режиссер Семен Спивак, взяв в работу пьесу Булгакова в Молодежном театре на Фонтанке в Сангкт-Петербурге, конечно же, абсолютно угадал.  Репетировался спектакль очень долго и подробно (три года). Для нашего стремительного времени большая редкость позволить себе долгий разбор драматургического произведения. Но именно это может впоследствии дать на выходе очень хороший результат.

Для Молодежного театра - Михаил Булгаков уже давно не чужой автор. Тем отраднее, что именно в стенах этого театра на Петербурскую сцену, наконец, возвращается пьеса "Кабала Святош". 

Спектакли Семена Спивака по Булгакову - "Дни Турбиных" (2010), который, к сожалению, уже покинул репертуар, и "Дон Кихот" (2008) -явились  многолетними творческими хитами театра, любимыми зрителями разных поколений и подарившими актерам Молодежного театра упоение актерской игрой. Вдвойне значительно и приятно, что в нынешней труппе театра есть актеры, готовые сыграть главные мужские роли. Так, в роли Мольера выступает заслуженный артист России Сергей Барковский, ведущий мастер сцены, абсолютный любимец публики. Его Мольер - актер до глубины души, подлинный лицедей и в жизни, и на сцене, живущий всегда подлинными страстями, которые отчасти приводят его к трагическому финалу.  Безусловно, его великий дар и многогранный талант были признаны при его жизни. И, конечно, король Людовик Великий, понимая, с какой личностью имеет дело, искренне симпатизировал комедианту Мольеру, но, при этом вынужден был поступать по негласным законам своего государства, ибо Мольер позволяет себе слишком много. 

Роль короля Людовика - еще одна роль мечты для многих актеров - в этом спектакле сыграна замечательным актером Андреем Шимко. Именно он играет в Молодежном театре мечтательного Дон Кихота. Его диапазон поистине широк от абсолютного простака до хитрого, в меру циничного, в меру великодушного правителя Франции.

Удались в спектакле и женские роли. Роль Мадлены Бежар, актрисы, которую имел несчастье покинуть великий Мольер, женившись по незнанию на своей дочери, играет Светлана Строгова. Эта актриса обладает способностью плести на сцене психологические интриги, умеет замечательно разобрать свою роль и найти в ней новые, ранее никем не найденные краски.

В роли Арманды Бежар, соблазненной Мольером, Анастасия Тюнина, молодая звезда театра на Фонтанке, актриса ярких внешних данных. И не мудрено, что Мольер от этой юной девушки сумел потерять голову.

Отрадно, что даже в небольших ролях в спектакле задействованы актеры первого эшелона, звезды театра. Это еще раз доказывает, что для Молодежного театра эта постановка особенная.

Вдобавок нельзя не подчеркнуть, что спектакль выпущен в юбилейный для театра год, и стал своеобразным, достойнейшим подарком для всех жителей и гостей города, для многочисленных поклонником театра в Измайловском саду.