ДУХ ГУМАНИЗМА ТОВСТОНОГОВА

Источник - журнал «Эксперт Северо-Запад» №39 (682) 22 сен 2014 Текст - Юлия ПАПЕНИНА Семен Спивак: «Дальше всех в лесу может пройти тот человек, который не знает дороги» Однажды художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак сказал: «Искусство, я думаю, это как бы особая форма деятельности человека, которая занимается душой. В отличие, допустим, от религии театр – это светская форма поднятия души. Настоящий театр обязательно воздействует на душу, а если на спектакле ничего с душой не происходит, то, несмотря на всю его привлекательность и остроумие, он для меня лично остается просто безделушкой». Продолжает следовать этому принципу Семен Спивак и сегодня.
– Семен Яковлевич, ваш театр постоянно что-то новое выпускает… Недавно труппу пополнили 12 молодых актеров из Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Это уже ваш третий выпуск. Свежие силы. А какие новые постановки в репертуаре театра в 36-ом сезоне? – Среди премьер у нас намечено три спектакля: «Наш городок» Торнтона Уайлдера (о ценности рождения и жизни и о том, что человеку необходимо оставаться в ладу с самим собой) и «Цена» Артура Миллера. А также «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка» Иржи Губача. (Спектакль приурочен к 50-летию известного петербургского артиста, актера Молодежного театра на Фонтанке Михаила Черняка. – Прим. «Эксперт С-З».) Вообще, я скажу честно, может, это прозвучит глупо и наивно, но я люблю, когда сложная жизненная ситуация заканчивается победой добра. А самое главное – победой над самим собой. Ведь я не открою Америки, если сформулирую мысль, что жизнь очень драматична и сложна. И, конечно, много в жизни и глубочайших драматических поражений... Но мне кажется, что нам всем нужно брать пример из русской литературы – известнейшей поэмы Пушкина «Евгений Онегин». Там ведь есть победа, хотя многие считают, что «все закончилось плохо»! Победа Татьяны. И за эту победу я поэму превозношу. Стоит только подумать над силой этой победы, какой ценой она далась. Для меня Пушкин – небожитель. И я полагаю, что постановка, над которой мы начали работать, – «Верная жена» Сомерсета Моэма, она тоже о победе. О победе ума и сердца. Кроме того, мы уже достаточно давно репетируем пьесу Виктора Гюго «Король забавляется». Года два с половиной работаем. Скажите долго? Но по сравнению с тем, что Михаил Булгаков 27 лет вынашивал роман «Мастер и Маргарита», наш творческий процесс подготовки спектакля совсем небольшой. Идем медленными, но верными шагами. Прощупываем почву. Есть такая восточная пословица: «Дальше всех в лесу может пройти тот человек, который не знает дороги». «Король забавляется» – это, действительно, очень высокая пьеса, хотя и на простейшую тему: зло, которое ты выпустил в мир, всегда к тебе возвратится. А если ты очень сильно хитришь, то ты перехитришь самого себя. Ведется работа и над «Снегурочкой» по Островскому. Мы представим эту сказку в необычном виде. Со студентами, которые в этом году были приняты в театр (12 человек), мы очень долго репетировали «Чайку». Получились замечательные наработки. И, я думаю, мы эту тему продолжим. Кроме того, с их участием уже есть спектакли в нашем репертуаре – «Дом Бернарды Альбы», «Фантазии Фарятьева». – Молодежный театр на Фонтанке – один из самых посещаемых в Петербурге. Это зафиксированный факт. Как вам кажется, почему? Полагаю, что успех дается непросто. О чем сегодня болит душа режиссера, и чем вы, извините за прямолинейность формулировки, такое уж время, привлекаете к себе зрителя? – Думаю, потому, что мы честно анализируем себя и честно рассказываем о своих ощущениях на сцене, потому нас и любят. У нас много надежд и планов, ведь мы еще молоды. Как можно описать, чем занимается наш театр? Представьте себе лес в холодную зиму и бредущих по нему замерзших людей. Вдруг они находят разожженный кем-то костер. Вот это мы и делаем – обогреваем, поддерживаем зрителя. Сейчас непростое время – идет война, физическая и духовная, и людям нужна поддержка от искусства. Дружба с драматургами – В 2015 году у театра юбилей – 35 лет. Много интересных событий грядет и в ноябре 2014 года: юбилеи актеров Сергея Гавлича и Екатерины Морачевской, фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге». Можно ли более подробно рассказать об этом фестивале? – Да, конечно. Стоит начать издалека. Так получилось, что мы, я имею в виду наш театральный коллектив, дружили со многими великими драматургами, например с Виктором Розовым. (Автор 20 пьес, шести киносценариев, в том числе пьесы «Вечно живые», на основе которой был создан сценарий киноленты «Летят журавли». – Прим. «Эксперт С-З».) По его пьесе мы поставили спектакль «Удар». Потом сблизились с Александром Володиным. Он в театре бывал, много общался с актерами и, смею полагать, тоже дружил с нами. Помню, он как-то дал замечательное, тончайшее интервью по поводу нашей «Грозы». Потом мы поставили его «Пять вечеров». Еще у нас в репертуаре был спектакль «Танго» польского писателя Славомира Мрожека. Играли, играли этот спектакль. И вдруг нам передают, что сам Славомир Мрожек лично хочет посмотреть нашу постановку. Он тогда специально приехал. Сидел в зале. Наблюдал. После спектакля его спросили, как ему наша работа. И он ответил в своей неподражаемой манере: «Я никогда до этого момента не видел «Танго». Он был с женой. Она удивилась: «Как же, мы с тобой пересмотрели столько спектаклей по этой пьесе!» Он рассердился и еще раз многозначительно сказал: «Я никогда не видел «Танго». Думаю, что среди многих постановок наше «Танго» он выделил. И вот теперь жизнь снова сводит нас с известным драматургом. Очень талантливым и остроумным писателем, философом, литератором Европы Эриком-Эмманюэлем Шмиттом. Мы организуем его фестиваль с 9 по 14 ноября. На нашей площадке будут показаны спектакли по его пьесам и новеллам, например «Четыре танго о любви» и эскиз «Что, если начать сначала». Мы пригласили к участию в фестивале театр «На Малой Бронной». Они покажут спектакль LIBERTIN («Распутник»). В Капелле будет дан моноспектакль на французском языке с переводом «Тайна Кармен», причем автором и исполнителем выступит сам Эрик-Эмманюэль Шмитт! В Театре им. Ленсовета можно будет увидеть их знаменитую постановку «Фредерик, или Бульвар преступлений». Ожидается и встреча Эрика-Эмманюэля Шмитта с читателями и показ его фильма 2009 года «Оскар и Розовая дама», где звучит музыка композитора Мишеля Леграна. Думаю, посмотреть фильм будет любопытно. Тем более что в Петербурге, в Театре им. Ленсовета, играли спектакль с одноименным названием режиссера Владислава Пази с участием легенды российской сцены – актрисы Алисы Фрейндлих. Полагаю, любителям творчества Эрика-Эмманюэля Шмитта и приверженцам театрального искусства будет интересен наш фестивальный замысел. Выбор учителя – Недавно были объявлены номинанты высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» сезона 2013-2014, а также обладатели почетных наград. Вы удостоены премии имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Как ваша жизнь связана с Георгием Александровичем и его творчеством? – Большой драматический театр времен Товстоногова – мой самый любимый период в жизни этого театра! Никакой другой театр не смог пока сравниться с ним. Все это потому, что Товстоногов, кроме того что был прекрасным режиссером и мыслителем, был еще и очень большим, великим гуманистом. Сейчас это слово встречается крайне редко, и мы произносим его, немного смущаясь и опуская глаза. Но я думаю, что гуманизм – это поступки творческие! Все поступки, относящиеся к этому направлению, строят человека, а не разрушают. Они его возвышают и воспевают. Любят человека. Когда-то Товстоногов сказал, что своим учеником он не может назвать никого. Но при этом любой человек может выбрать для себя учителя. И мне кажется, что он был величайший учитель. И для себя я, наверное, выбрал именно его. Я иду его направлением. – Помните ли вы, когда первый раз попали в БДТ? – Да. Я тогда приехал к своему родному дяде в Ленинград после девятого класса. А родился я на Западной Украине, где сейчас как раз происходят очень агрессивные действия. Это Карпаты, город Черновцы. Дядя каким-то образом достал два билета на спектакль «Карьера Артура Уи» по Брехту, который поставил польский режиссер Эрвин Аксер. Я был просто потрясен тем, насколько глубоким по содержанию может быть спектакль. Это был прославленный театр талантов. И не стоит об этом забывать. Мне кажется, нужно больше упоминаний об этом славном периоде в жизни театра под руководством Товстоногова. Их сегодня не так много… – В своих работах вы делаете реминисценции на тему спектаклей Товстоногова? – Нет, я не делаю. Но я стараюсь передать дух его театра. Санкт-Петербург СПРАВКА Семен Спивак родился в 1950 году в городе Черновцы на Украине. В 1972 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). С 1979 по 1984 годы был режиссером Театра им. Ленинского комсомола. После чего перешел в Академический театр им. Ленсовета. С 1986 работал режиссером Молодого театра при Ленконцерте. В 1989 году стал главным режиссером Молодежного театра на Фонтанке. В 1998 году получил премию «Люди нашего города» в номинации «Лучший режиссер года». В 2006 году стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области литературы, искусства и архитектуры (спектакль «Три сестры»). В 2012 году – обладателем почетной премии «За продвижение молодых талантов» в рамках III Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». В 2013 году – лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». В 2014 году стал лауреатом почетной премии имени Г.А. Товстоногова в рамках высшей петербургской театральной премии «Золотой софит» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Занимается преподавательской деятельностью в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо