Директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая: «Спектакли Спивака дают силы жить и творить»

Источник: Журнал "Петербургский театрал"

Текст: Владимир Кантор

Ольга Николаевна, как стартовал сезон в Молодежном театре?

Сезон мы начали с возобновленного спектакля «Касатка. Новый полет», так любимого зрителями. А в конце прошлого выпустили премьеру «Васса (Мать)» по пьесе М. Горького, которая идет с аншлагами.

Что нового ждет зрителей Молодежного театра до конца этого года?

В октябре художественный руководитель театра Семен Яковлевич Спивак выпускает премьеру по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне». Это будет его первый спектакль со студентами пятого набора. Примечательно, что это происходит в Год педагога и наставника, объявленный в России. А вторая премьера нового сезона состоится в декабре – «Глубокое синее море» Теренса Рэттигана. В главной роли Эмилия Спивак. Очень надеемся, что все получится!
В сентябре мы едем на Платоновский фестиваль со спектаклем «Оружие сердец», а в ноябре на нашей сцене выступит Владимирский театр драмы в свой юбилейный сезон. Мы будем участвовать во Втором фестивале спектаклей для незрячих и неслышащих людей. Покажем спектакль «Кабала святош». В октябре мы делаем большой проект вместе с РАМТом, в рамках которого пройдет дискуссия о том, как сегодня работать в театре с молодежной аудиторией, с детьми.

Тифлокомментирование востребовано?

Да. Раз в два месяца спектакли с тифлокомментированием идут на нашей сцене. Я считаю важным создавать в театре доступную среду для людей с ограниченными возможностями. Наш театр посещают и другие категории этой группы зрителей (на колясках). Две трети спектаклей репертуара Молодежного театра отвечают требованиям доступной среды.

Почему это важно для театра?

Они такие же люди. Но им, в силу проблем с физическим здоровьем, особенно важно социализироваться. Театр дает такую возможность. В зрительном зале они оказываются со всеми на равных. А это очень важно!

Ольга Николаевна, расскажите, как становятся директорами?

Моя судьба складывалась «по прямой». В детстве я занималась в театральной студии «Форте». Мы много участвовали в концертах, съемках на телевидении, в кино. Я даже снималась в фильме «Окно в Париж» в роли ребенка, который в компании одноклассников попал в Париж.
В 11 классе мой педагог Татьяна Ивановна Голодович, которая училась у И. П. Владимирова сказала, что в Театральном институте, кроме актеров, еще обучают, по ее словам, «на секретарей театра». Я зацепилась за эту фразу, потому что всегда была энергичной, любила организовывать разные мероприятия. Пошла, с трудом поступила на театроведческий факультет – была последней в списке на зачисление. Во время учебы на кафедре театрального менеджмента у нас была практика в театрах. На четвертом курсе я попала в Театр комедии. Ранее наша студия при поддержке театра выпустила спектакль «Тайна золотого ларца», где я участвовала как актриса. Поэтому театр был мне знаком, и я попросилась туда на полугодовую практику. Потом на пятом курсе я проработала билетером, старшим билетером, а затем администратором. Параллельно я играла на сцене. Так и бегала – от окошка администратора на сцену.
А потом бывший директор Театра комедии Л. А. Семёнова пришла в Молодежный театр на Фонтанке директором и позвала меня своим замом. Я никогда не думала, что стану директором, но так сложилась жизнь. Когда Лилия Анатольевна умерла, Семен Яковлевич предложил мне эту должность.

Чувствуется, что вам здесь хорошо.

Да, я люблю Молодежный! Моя первая любовь Театр комедии,потому что там прошло мое становление как человека, как профессионала. А Молодежка – вторая любовь. Мне бы хотелось как можно дольше здесь работать и многое сделать.

Профессия директора административная. Находится ли в ней место творчеству?

Я считаю, что в театре все подчинено творчеству. Все проекты, не имеющие отношения к спектаклям, тоже должны быть творческими, заниматься ремонтом и финансами – скучно. Я творческий человек. Хорошо понимаю актеров, знаю их психологию. Мне сейчас очень хочется сделать летнюю сцену в нашем парке, выйти за пределы здания. Измайловский сад всегда был зоной притяжения, и надеюсь, что он станет полноценным сценическим пространством. Я хочу восстановить традицию праздников в парке 27 мая в День города, когда привозили фудкорты, можно было поиграть в футбол с Барковским, пообщаться c артистами, узнать что-то интересное и познавательное об истории города и театре.

Какие праздники в Молодежном театре существуют сейчас?

У нас есть праздник закрытия сезона. В этот день – день рождения С. Я. Спивака – мы вручаем внутритеатральную премию, которая называется «Полный Кавипс». Если прочесть второе слово наоборот, получится « Спивак». Мы вместе с режиссерской и административной группой сочиняем номинации. Есть постоянные – «Дети года» – мы поздравляем всех сотрудников, у которых за сезон родились дети. Или номинация «Нас не догонишь, а ты поднажми». В ней мы чествуем актера и актрису, которые больше всего сыграли за сезон спектаклей в театре. Победители получают бесплатное питание на следующий год в нашем буфете. Есть денежная премия «Дюбель сезона» – лучший артист года. Весь театр анонимно голосует за артиста, который его поразил сильнее всего. В этому году премию выиграл Александр Конев. Ни разу еще не было повтора. Каждый раз побеждают разные артисты. Первым был Роман Нечаев, затем Эмилия Спивак, Регина Щукина… Но есть призы и для работников цехов, и для администрации. Когда мы поздравляли главного бухгалтера, то творческий номер исполняли я, главный администратор и замдиректора по экономике. Без творчества не обойтись. Если мы будем заниматься только сухими цифрами, то между административным персоналом и творческим коллективом вырастет стена.

Готовит ли Молодежный театр фестиваль в этом году?

Весной мы совместно с Театральной библиотекой хотим провести Фестиваль к 460-летию Уильяма Шекспира. В апреле. Это будут не только спектакли в театрах, но и много разных событий, в том числе в нетеатральных пространствах.

Есть ли планы сотрудничества с соседями? Музеем Г. Р. Державина?

Соседи сейчас сотрудничают с театром «Мастерская», который проводит там иммерсивный спектакль.

Нет ревности?

Нет, мы очень любим «Мастерскую», считаем его театром одной с нами группы крови, как и театр «Суббота». Спектакли, занимающиеся Человеком, спектакли, которые дают возможность не только отдохнуть и развлечься, очень важны сейчас. В трудные моменты я иду в зал на спектакль «Жаворонок». Смотрю его, плачу и выхожу с ожиданием новых побед, к которым нужно стремиться. Для меня постановки Спивака – это спектакли, от которых получаешь заряд эмоций, желание работать и жить.

В ваш театр не всегда легко достать билеты. Всегда ли директор может попасть на спектакль в родном театре?

Я все-таки стараюсь планировать свое посещение заранее. Но часто тихонечко вхожу в зал во время спектакля, смотрю финал или любимую сцену, эти эмоции дают мне энергию, чтобы дальше работать и думать о развитии театра совместно с Семеном Яковлевичем.

Считаете ли вы другие театры конкурентами?

Когда я стала директором, я ощущала, что мы только конкуренты. Но за эти пять лет я полностью изменила свою позицию. Я считаю, что мы занимаемся общим делом. Пример: зимой у нас прорвало трубы, и мы остались без отопления. Я сделала только один звонок, и директора сразу трех театров готовы были предоставить нам тепловые пушки! Я знаю, что могу обратиться к коллегам, и они мне помогут. Я состою в Комиссии СТД по организации театрального дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мы уже второй год подряд продолжаем традицию встреч директоров театров в Комарово. В этом году мы обсуждали наиболее острые вопросы – авторское право, цифровизацию, электронный документооборот. Все проблемы нетворческого характера. Мы собрали разных специалистов и провели полноценный форум театральных продюсеров и менеджеров.

Подростковый театр становится очень популярным направлением. Что вы делаете, чтобы привлечь подростков?

В этом году мы сотрудничали с фестивалем для подростков «В смысле!?» В нашем театре нет спектаклей только для подростков, но Пушкинская карта дала возможность привлечения молодежной аудитории. И я вижу, что публика молодеет. Мы открыты для любых проектов, готовы объединяться и создавать.

Как это сочетается с авторским театром Спивака? Ведь авторский театр обычно – замкнутая система.

Мы ищем новые формы, но это не значит, что мы хотим отказаться от авторского театра. Основное для нас – спектакли Семена Яковлевича.
Сейчас проекты часто вытесняют главную деятельность театра, а художественное лицо театра существует прежде всего в постановках. Проекты – помощь для развития авторского театра. Мы открыты, но избирательно. Сейчас жизнь в культуре стала проектной. У нас есть проект с фестивалем «Время жить». Наши партнеры в течение года работают с подростками из детских домов и приютов. Задача этого фестиваля, чтобы дети в течение всего сезона прошли весь путь создания спектакля от задумки до воплощения, а потом на нашей сцене показали, что получилось в результате. Первый понедельник июня мы всегда отдаем под этот замечательный фестиваль. Как вы решаете сложные вопросы в театре?

Когда Семен Яковлевич предложил мне эту должность, мы сразу оговорили, что проблемы решаем на берегу. Садимся и обсуждаем. Нельзя доводить конфликт до точки кипения. У нас бывают разногласия, мы спорим, но всегда приходим к совместному решению.
У нас очень дружный коллектив, есть преемственность поколений, но с другой стороны – и трудности. Я для себя поняла главное – нельзя доводить до открытого конфликта, нужно все обсуждать с людьми. Любой сотрудник может прийти ко мне со своей проблемой. И еще. Какой ты – такой и коллектив. Если ты начинаешь переходить к агрессии, то и коллектив становится агрессивным, люди очень внимательно смотрят на руководителя.
Да, есть сотрудники, которые уходят, приходят, и не всегда сразу получается плавно ввести их в коллектив. Но главное избегать слишком резких решений. Я стараюсь договариваться с людьми.

Вы удовлетворены уровнем зарплат ваших сотрудников?

Нет. Повышение заработных плат сотрудников – моя задача в этом сезоне. Платить каждому 150 000 руб. мы не сможем, но будем стремиться увеличить зарплату. Конечно, не только в зарплатах дело, нужно думать и об оборудовании, и о спецодежде, об атмосфере в коллективе. Удовольствие от работы складывается из разных составляющих.

Что такое оптимальное решение для вас?

Решение, при котором наименьшее число людей пострадает. Раньше мне было очень сложно принимать судьбоносные решения, но сейчас я понимаю – иначе нельзя. Кто-то всегда останется недоволен. Года три мне понадобилось, чтобы понять это. Но я из тех, кто хочет чтобы было хорошо всем.

Как вы относитесь к проблемам?

Проблемы для меня – когда люди болеют или уходят из жизни. Все остальное – это не проблемы, а задачи, которые нужно решать.

Каким должен быть руководитель на ваш взгляд?

Позитивным. Как бы мне плохо ни было, я стараюсь быть приветливой, всем улыбаться, чтобы они понимали, что я на их стороне.

Что самое классное в работе директора?

Самое классное сидеть на генеральной репетиции, когда мы все, что могли уже сделали для создания нового спектакля. И видеть, как спектакль рождается на твоих глазах.

Театр – это бизнес?

Это место силы и любви. В театре мы не зарабатываем деньги. Чтобы что-то получилось, нужно театру служить.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо