ЧИСТЫЙ ЧЕЛОВЕК В ГРЯЗНОМ МИРЕ

    Источник - Петербургский дневник, май 2012 года

    Текст - Татьяна КИРИЛЛОВА

    12 и 13 июня Молодежный театр на Фонтанке представит премьеру спек­такля «Идиот.2012» по мотивам романа Ф. М. Достоевского в постановке художественного руководителя театра Семена Спивака.

    История театра знает немало ин­сценировок этого произведения Достоевского. Каждый раз, обращаясь к материалу, создатели выбирают свой «ключ». Кто-то пытается передать всю историю целиком, как сделал это когда-то Сергей Женовач, поставив «Идиота» в Театре на Малой Бронной, где спектакль шел три вечера, в общей сложности 11 часов. А в «Мастерской» выпускники Григория Козлова играют локальную историю первого дня князя Мышкина. Семен Спивак выбирает первую часть романа, представляя «срез» всех характеров и в финале спектакля собирая героев на вечере у Настасьи Филипповны.
    …В ближайшем будущем нам всем пророчат столкновение Добра со Злом, разделение жизни на «до» и «после». Кто-то верит, что природная катастрофа все же состоится, а кто-то говорит о катастрофе духовной. Кто они такие – Мышкины нашего времени? Как сегодня выглядят люди, несущие в мир свет, которого нам так не хватает? Есть ли они?..
    «Идиот» – внутреннее продолжение темы Дон Кихота: как чистый человек сталкивается с «грязным» миром; способен он или не способен этот мир очистить, – говорит о спектакле его постановщик Семен Спивак. – Достоевский называл Мышкина «Князь Христос». Но важнее то, что он – человек. Он может быть смешным, нелепым и прекрасным одновременно и этим вызывает в нас сострадание и сочувствие. Сейчас так сложно выделить в сером черное и белое. Князь Мышкин, так же как Дон Кихот, – это гениально пронзительно белое.
    Сегодня нас убеждают, как важен покой. Но этот «покой», скорее, похож на стремление к комфорту, равнодушию. Неудобные, неправильные ситуации очень сильны эмоционально. А мы боимся сильных чувств, боимся сильно жить. Часто мы несем на себе абстрактные образы неких «хороших девочек» и «хороших мальчиков», но реальный человек объемнее. Достоевский дает возможность этот объем «присвоить», расширить себя. И мне как педагогу нужно пройти над пропастью по канату: не упрощать материал, не адаптировать его, чтобы этот момент расширения произошел, но и не впасть в претенциозность, не давать еще не очень сильному актерскому организму неподъемную «штангу».
    «Идиот.2012» – это дебют на профессиональной сцене актерской мастерской Семена Спивака «третьего созыва». Нынешние студенты – третьи в биографии мастера, они учатся на третьем курсе и выпускают спектакль в 33-м сезоне. Магия чисел должна помочь и поддержать сложившуюся традицию – дипломные спектакли предыдущих курсов Спивака неизменно становились репертуарными спектаклями Молодежного театра. Таковыми в 1998 году были «Крики из Одессы», а в 2009-м – «Метро» и «Жес­токие игры». В 2012-м на сцене театра прозвучат новые имена. Впрочем, некоторые из них уже наверняка знакомы зрителям по спектаклям (например, «Семья Сориано», «Три сестры», «Фантазии Фарятьева») и концертным программам театра.

    Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
    Хорошо