Источник – Театр+
Текст – Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ
Спектаклю «Жаворонок» Семена Спивака по одноименной пьесе французского драматурга Жана Ануя исполняется 20 лет: он до сих пор – один из самых востребованных в репертуаре Молодежного театра на Фонтанке.
Интеллектуал Ануй, 90-летие официальной драматургической деятельности которого приходится на 2021 год, написал почти полсотни пьес. Но равной «Жаворонку» по яркости и простоте среди них, пожалуй, нет. «Жаворонок Франции» – прозвище Жанны д'Арк, деревенской девушки, освободительницы своей страны от английского вторжения в ходе Столетней войны. Но обратившись к историческому материалу, драматург создал лишенную пафоса пьесу. Хотя ее сюжет описывает не победы Жанны, а последовавшие за ними несправедливые тюремное заключение героини и жестокий суд, свершившийся над ней, Ануй сочинил удивительно светлую историю. Она рассказывает о превосходстве искренности над притворством, добродетели над пороками. Это притча о следовании душевному порыву, о верности человека самому себе.
Героиню Ануя подвигли на борьбу за свободу родины голоса святых, но когда оказалось, что военные победы были одержаны простолюдинкой, сильные мира сего вдруг увидели в Жанне еретичку. В обмен на собственную жизнь Орлеанская Дева должна отречься от своих убеждений, руководивших ею в борьбе с врагом, иначе ее ждет смерть на костре инквизиции. Девушка остается один на один с непростым выбором, но автор пьесы заставляет ее вспомнить, что человеческое счастье заключается в нужности людям, служению обществу, в ощущение себя частью единого целого, в следовании избранным идеалам. И ощущение этого счастья, испытанного Жанной в боях и остающегося с ней даже в тюремных стенах, дает силы, чтобы достойно противостоять обстоятельствам.
Рожденная в 1952 году драма была поставлена на парижской сцене уже на следующий год, и 70 лет продолжает привлекать режиссеров разных стран. Заинтересовала она в начале ХХI века и художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, н.а. России Семена Спивака, сумевшего так перевести ее на язык театра, что история Орлеанской девы современно зазвучала в текущем столетии. Получился спектакль о том, как непросто бывает посреди не идеального и порой не доброго мира выстроить свою, «внутреннюю вселенную», способную сообщить силы и дать свет не только ее создателю, но и многим людям вокруг.
Режиссёр признается: «В период репетиций передо мной все время был портрет Жана Ануя. Вглядываясь в этого усталого человека с лицом философа, я постепенно стал понимать, что он написал очень простой и грандиозный этюд о том, что человеку нужно в этой тяжёлой и запутанной жизни. А нужен тот, кто пришёл бы и сказал: «Ты – можешь! Ты – сделаешь!».
Исполнительница роли Жанны на протяжении всей жизни спектакля остается неизменной. Актриса Регина Щукина однозначно оценивает значение постановки Спивака в своей творческой карьере: «Этот спектакль, эта роль для меня значат очень много. Не боясь пафоса, могу даже сказать: «Жаворонок» для меня – это всё. Это роль, которая сформировала меня как человека. И я думаю, что на данный момент Жанна – мое наивысшее актерское достижение».
Все так же играют свои роли в «Жаворонке» Роман Нечаев, Евгений Клубов, Геннадий Косарев, Александра Бражникова, Екатерина Дронова, Сергей Барковский, Наталья Дмитриева и Надежда Рязанцева. Но нет в живых Станислава Мухина, Анатолия Артемова, Леонида Осокина и Ольги Лысенковой. Не работают в Молодежном Александр Карпухов, Роман Агеев, Дарья Юргенс и Андрей Дежонов. Появились на афише спектакля за эти годы и новые имена. Привычно уже, что в постановке заняты Валерий Кухарешин и Елена Соловьева. Сергея Гавлича, исполнявшего роль Кошона, заменил артист Андрей Шимко. Введены в спектакль Вадим Волков, Сергей Малахов, Сергей Яценюк, Екатерина Морачевская, Андрей Зарубин, Станислав Горелов…
Увы, в связи с известными обстоятельствами в настоящем сезоне показа «Жаворонка» пришлось ждать долго – и артистам и зрителям. Он состоялся лишь в конце декабря, но отзывы на него в социальных сетях компенсировали театру многие переживания года пандемии. «Первый «Жаворонок» в этом сезоне. 25% - 60 человек в зале. Встали на поклонах практически одновременно. Вы не поверите... Двери в зал ещё были закрыты, шла репетиция и почему-то вдруг ОЧЕНЬ громко включили Ederlezi Бреговича. Слёзы выступили. Я даже сама не ожидала, что настолько мне не хватало «Жаворонка»! Расплакаться на поклонах, следя глазами за всеми героями, проводившими своего Жаворонка и... встречающими другого, ждущими и надеющимися на него - всегда! Перед спектаклем, в предчувствии - такого ещё не бывало..
Я вышла из театра - всё белым-бело от снега. Закинула голову, вдохнула после маски наконец нормально - это был момент абсолютного счастья в 2020 году!
Спасибо Молодежному театру, дающему силы несмотря ни на что!!!
Этот театр сам - наш Жаворонок», - так описала свои чувства одна из давних поклонников театра Ольга Боровкова (орфография и пунктуация автора сохранены).
Постановка по достоинству в разное время была оценена и профессионалами. Так, в год премьеры спектакль, в рождении которого участвовали художники Эмиль Капелюш (сценография), Елена Зайцева (костюмы), Евгений Ганзбург (свет), балетмейстер Сергей Грицай, а Иван Благодер делал музыкальное оформление, был номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Также в 2001 году Регина Щукина за роль Жанны была удостоена в Москве премии «Лучший дебют». Через год получил награду и исполнитель роли короля Карла – Сергей Барковский: жюри Московского международного фестиваля «Молодость века» присудило артисту премию имени Иннокентия Смоктуновского.
…Молодежный театр, как и ануевская героиня Жанна, никогда не отрекается от содеянного. Сценическое долголетие рожденного здесь спектакля «Жаворонок» поддерживается мощными коллективными энергетическими затратами, окупающимися любовью зрителей. Секрет достаточно прост и сформулирован художественным руководителем еще много лет назад: «Чтобы сделать живой интеллектуальную пьесу, нужно в нее вдохнуть жизнь, а в долгой жизни человек иногда смеется, иногда плачет…».