Источник – портал «Культура Петербурга» от 7.10.1994
Беседовала Дарья КРЫЛОВА
Вот уже 30 лет грациозно парит над сценой Молодежного театра на Фонтанке актриса и балетмейстер-репетитор Надежда Рязанцева. В декабре артистка отмечает юбилей творческой деятельности в Молодежном. Специально к торжественной дате Надежда рассказала о секретах любимого театра, ролях, о которых мечтает сейчас, и том, что привлекает ее вне сцены.
– Вы работали в нескольких театрах, и в Театре Комедии им. А. П. Акимова, и в Театре «На Литейном», но вот уже 30 лет служите в Молодежном театре на Фонтанке. Что Вас так долго удерживает здесь?
– Первым спектаклем, который я увидела в Молодежном, стала «Гроза» А. Н. Островского в постановке Семена Яковлевича Спивака. От спектакля шла энергия жизни и света, он умножал добро в нашем мире. Молодежный театр следует этому курсу до сих пор. В нем спектакли не развивают депрессию и не усиливают напряжение, которых и так достаточно в жизни, а дают силы жить, верить, надеяться и любить.
– У Вас такой огромный опыт за плечами: разные роли и в театре, и в кино, но кого Вам хочется играть сейчас?
– Хотелось бы уже переходить на роли, более созвучные моему возрасту и душе, чтобы они дарили мне творческое удовлетворение: мамы, бабушки, тетушки… Сейчас это мне ближе.
– Есть ли спектакли в других театрах, которые Вас смогли поразить, открыть что-то новое?
– Такой спектакль был! Наш старшенький, Олег Рязанцев, работает в Малом драматическом театре у режиссера Льва Додина. Предпоследняя премьера «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому открыла для меня новое, обогатила тем сочетанием, которое и должно быть в театре – прекрасный уровень актерского и режиссерского мастерства и смыслы Достоевского. Когда я смотрела, как страсти раздирают героев, мне их было жалко… Бесы мучают людей, если они отдают себя на их волю. Я сижу в зале и думаю: «Так жить нельзя». Открылось совершенно новое прочтение Смердякова, которого играет Олег, он понятен и по-своему гармоничен. Хочется больше подобных обогащающих открытий в искусстве.
– Вы много лет сотрудничаете с хореографом Сергеем Грицаем в качестве ассистента, поддерживаете хореографию спектаклей и находите свои пластические решения к постановкам Молодежного театра. Что для Вас танец и насколько важную роль он играет в раскрытии персонажа?
– Я училась в Московском хореографическом училище при Большом театре и заниматься профессионально танцем хотела с детства, но в силу слабого здоровья от мечты пришлось отказаться. Все равно для меня танец остается удивительным искусством. Он уводит от быта, переводит взаимодействие на символический, поэтический уровень и, когда не хватает слов, можно через танец, пластику, выразить смыслы. В нашем театре танец зачастую выражает, проявляет, акцентирует смыслы, которые шире слов, выходят за пределы бытового общения. Танец – очень важная часть спектакля, он – и красота, и поэзия, и смысл.
Когда мы очень давно встретились с Сергеем Ивановичем Грицаем на спектакле «Маркиза де Сад», меня поразило, что собственное понимание танца я увидела в его постановках. Мне очень захотелось быть полезной в поддержании качества этих танцев в дальнейшем. Сейчас я с радостью занимаюсь репетиторством и педагогической работой в театре, чтобы сохранять танцевально-пластический уровень спектаклей и, если нужно, могу что-нибудь поставить сама.
– Что для Вас является источником вдохновения в профессии?
– Тема постановки, если она созвучна моей душе. У меня были такие спектакли, когда я особенно остро ощущала то, что играю, когда мое видение и чувствование сочеталось с авторским и режиссерским замыслом. Я рада, что сейчас у нас идут репетиции «Вассы Железновой», и моя роль мне одновременно интересна и сложна, она дает поле для творческого труда. Люблю, когда душа откликается и находит что-то свое в сотворчестве с автором и режиссером.
– Если бы не сцена стала делом Вашей жизни, то что?
– Я уже 20 лет веду занятия лечебной хореографией для подруг и подруг моих подруг. Осознание своего тела, его правильная «настройка», помогают решать проблемы со здоровьем и жить полной жизнью! С одной стороны, это педагогическая работа, а с другой – лечебная и, безусловно, творческая. Эти занятия дают конкретный результат, который каждый раз удивляет и меня, и моих подруг. С некоторыми из них мы идем по жизни вместе и вот уже много лет регулярно проводим занятия, которые помогают нам держаться. Кто-то даже приводит ко мне своих дочерей и, если мы успеваем в нежном возрасте задать правильный вектор, то девочки растут совершенно другими и могут избежать проблем, с которыми столкнулись их мамы. Именно лечебная хореография – то дело, которому я бы могла посвятить себя, не будь у меня театра.