Источник – Легкие люди, 21 марта 2018 года
Текст – Полина БЕЛОКРЕНИЦКАЯ
Солнце разливается на горизонте оранжевым молоком. Хороший знак. Непривычный мартовский мороз способствует тому, чтобы скорее сдать куртку и всю технику в гардероб. За дверьми зала Вы погружаетесь во тьму чужой истории. Телефон, светящимся экраном, пытается напомнить о суете. Именно поэтому он вскоре меркнет в недрах сумки.
Зрители смотрят на сцену, а Вы – в отражение мансардных окон, на спины актёров. Вы видите силуэт дыма. Нераскрытый потенциал одиночества среди людей. Невысказанные, но вымолчанные прощения. Ненужные отношения. Хитросплетения мыслей в пряном воздухе пытаются создать отражение Вас. Расскажут ли «Жестокие игры» в Молодёжном театре на Фонтанке о чём ноет сердце? Спойлер: не расскажут.
Они расскажут про Нелю, которая не поступила в медицинский. Она приехала из Рыбинска, и теперь ей негде жить. Она входит в открытую дверь мыслей злого Кая и в окружение его друзей детства: доброго Терентия, который ушёл от отца, и ни плохого, ни злого Никиту Лихачёва. Девушка сначала смеётся, потом боится, потом раздевается (а это седьмая минута спектакля!) и радостная начинает уборку: «Я могу убираться – вон у Вас пыли сколько! – и готовить, стирать». Как оказалось, это она так говорит не только про вещи.
Кай рисует. Это выходит очень мучительно – сидит в центре, как вулкан, и выкидывает листы один за одним. Он пытается написать капли, словно они что-то живое. Его друзья вспоминают детскую считалку, и Вы млеете. Они не играют – играете Вы. Словно Вам совсем не грустно, что ваши вечера проходят не так. Неля скользит. В неё все влюблены, но действует первым Никита. Он ухаживает так за каждой девушкой, которая появляется в поле его зрения.
Параллельно Вы хотите обнять Константинова-старшего, отца Терентия. Он часто приходит к Каю с надеждой в глазах, а уходит чуть ли не со слезами. Его прогоняет родной сын. Хочется надрать уши Терентию. Это же отец, которого у Вас нет. Каждый раз от этого разрывается сердце. Но лучше не лезть – время всё расставит. Тухнет надежда на милосердие, а тем временем по комнате разливаются стихи.
Не забывает о них девочка, похожая на ангела. Вам не верится, что это её первая роль. Она возмутительно великолепна. Спрашивает: «А кого ты любишь?» и Вы теряетесь оттого, насколько простые вопросы могут быть сложными. Каждый её выход на сцену, словно солнце в Петербурге. Первая часть заканчивается исчезновением Нели.
Вторая часть начинается не с дьявола, а с «девушки, не похожей на ангела». Она танцует, а Кай (тот невозмутимый Кай!) с ней то смеётся, то безразлично машет на неё рукой. Он с Никитой обсуждает важные вопросы, а потом идёт к ней дать то, что она желает. Неожиданно на два дня приезжает Олег Павлович – отчим Кая. Он привозит ему подарки и письмо от матери. Кай наигранно задирист и нагл. Но как верный пёс, не перебивает, если речь заходит о матери.
Где же Неля? Она уехала, не простившись ни с кем, не оставив адреса, не сказав, куда едет. Никто ничего не знает о ней, а её мать обошла всю Москву в поисках дочери. Неля стала помощницей врача – брата Кая – и просит его жениться на ней. Он любит Марию, хоть она ему и изменяет. Вы сомневаетесь в Неле. Как она может так, нагло?
Драма «Жестокие игры» об ошибках взрослых и взрослеющих людей, написанная в 1978 году, никого не оставит равнодушным и сегодня. Необдуманные поступки героев пьесы приводят к драматическим последствиям, но так вчерашние дети учатся любви, пониманию и прощению. Там просто нужно быть и всё видеть своими глазами. В каждом герое Вы ищите себя, и пока Вы делаете это – Вы тоже герой.
Дополнительно (и это очень важно!) в театре прекрасный персонал, а вещи в гардеробе остались целыми и невредимыми. Поучиться бы у них аэропортам!