Источник – Театрал, 31 мая 2018 года
Беседовал Виктор БОРЗЕНКО
Молодежный театр на Фонтанке недавно побывал на гастролях в Финляндии (город Турку), где при абсолютных аншлагах два дня подряд играл один из хитов своего репертуара – спектакль «Любовные кружева» (по «Женитьбе Белугина» Островского и Соловьева) в постановке Семёна Спивака. Гастроли проходили на сцене Шведского театра, где в последний раз русскую драму видели около четырех десятилетий назад, когда «Таганка» привозила своего «Гамлета» с Высоцким.
Примечательно, что нынешнюю поездку театр провел по собственной инициативе и все организационные и финансовые вопросы решал самостоятельно. «Театрал» попросил заместителя художественного руководителя театра по связям с общественностью Наталью Бржозовскую поделиться столь ценным опытом.
– Наталья Георгиевна, как столь нелегкий замысел вам удалось реализовать?
– Проект долго готовился. Если в России трудно с финансированием культуры, то у Финляндии этих трудностей гораздо больше, потому что Министерство культуры редко поддерживает программы по культурному обмену в сфере театра. Иными словами, если финский театр хочет пригласить кого-то к себе на гастроли, то должен сначала изыскать на это деньги (как правило, спонсорские). У них нет такой практики, как у нас, когда минкульт или правительство Петербурга может профинансировать перевоз декораций, дорогу. Для них огромная проблема – привезти другой коллектив. А по традиции проживание и питание оплачивает принимающая сторона.
Началось все в 2014-м году в городе Оулу (Финляндия), где проходил XV Российско-Финляндский культурный форум. Там выставлялись программы от России и от Финляндии. И каждый благодаря этому мог найти себе партнера по тем или иным интересам. Наш театр тоже предложил проект: мы хотели осуществить обмен гастролями. И нами действительно заинтересовалась одна организация, которая, как потом выяснилось, совершенно нам не подходит. На стадии переговоров стало ясно, что из этого ничего не получится.
– Но и других предложений, надо полагать, не поступило?
– Нет. Но я решила действовать самостоятельно. Изучила список участников форума и выбрала человека, который, на мой взгляд, мог бы нас заинтересовать. Это была Сойле Тирри – исполнительный директор Окружной организации региона Турку (нашего побратима) Общества Финляндия-Россия.
Я договорилась о встрече, мы познакомились, и Сойле действительно заинтересовалась нашей идеей. Дело в том, что в Финляндии не очень много театров, а драматические коллективы из других стран к ним крайне редко приезжают на гастроли: гораздо большей популярностью пользуется всё, что связано с музыкой или живописью. Проще говоря, что не нуждается в переводе.
Идея понравилась в особенности потому, что Турку – побратим Санкт-Петербурга. Я рассказала об эстетике, традициях нашего коллектива и спросила: какой театр мог бы нас принять? И она ответила: это Шведский театр – старейший театр Финляндии, основанный в середине XIX века, богатый традициями, переживший и шведское, и русское, и финское правление. В миниатюре похож на нашу Александринку.
Я передала документы руководству Шведского театра. Те, в свою очередь, тоже заинтересовались. И мы уже стали переписываться с ними. Затем в Петербург приехал руководитель театра Дик Холмстрэм и его заместитель – два года назад.
– Спектакль для поездки на гастроли они отбирали?
– Да. Они сразу сказали: важно привезти то, что финны поймут, желательно классику, а в идеале – Чехова. Но наш Чехов («Три сестры») им не подошел из-за сложной декорации и большого количества участников. Тогда мы показали им «Касатку» А. Толстого и «Любовные кружева» А. Островского и Н. Соловьева. Выбрали «Любовные кружева».
– Это было, как я понял, два года назад. Почему же только сейчас театр отправился на гастроли?
– Дело в том, что у них существует правило: руководитель театра избирается на несколько лет, а потом проходят перевыборы. И когда мы уже наладили взаимоотношения – художественного руководителя переизбрали. И мы начали переговоры с новым. Им оказался замечательный финский актер Юкка Аалтонен.
И что было приятно, в Юкке сразу обнаружился стержень делового организатора. Он тоже приехал на очередной XVII Российско-Финляндский форум в Тампере, встретился со мной и пообщался со всеми представителями Финляндии, которые уже проводили гастроли, получали какие-то субсидии. И я вдруг ощутила, что с этим человеком у нас все получится. Проект договора мы обсудили в Петербурге (в 2017-м), куда Юкка приехал на XVIII форум, посвященный 100-летию Финляндии.
– С российской стороны кто-то вам помогал?
– Наш проект поддержала заместитель министра культуры Алла Манилова. И комитет по культуре Санкт-Петербурга финансировал нам проезд и транспортировку декораций. А финская сторона предоставила гостиницу, сценическую площадку, устроила прекрасный прием после второго спектакля с представителями руководства города Турку, генеральным консулом России в Турку г-ном Гремитских и общественностью города.
По условиям контракта, все доходы от продажи билетов получал Шведский театр. Но нам предоставили очень комфортабельные номера в гостинице, бесплатную сценическую площадку, весь технический персонал Шведского театра помогал в проведении спектаклей. Мы сыграли два спектакля, для нас провели экскурсии по городу и театру, встречу с коллективом Шведского театра.
А главное, что гастроли прошли очень успешно, при полных аншлагах, с бурными овациями зрителей, прекрасными отзывами прессы.
– Много было русскоязычных зрителей?
– По моим наблюдениям, не очень. Основная часть аудитории – финны и шведы. Перед поездкой мы волновались, обсуждали с финской стороной, на каком языке давать субтитры и решили, что на английском. И, знаете, судя по живой реакции зрительного зала, угадали. Нас замечательно приняли, а руководство города выразило надежду, что это не единственная встреча с нашим театром и обещало рассмотреть вопрос о финансовой поддержке ответного визита Шведского театра в Петербург в 2020-м году.
В интервью, посвященном этому проекту, художественный руководитель Молодежного театра Семен Спивак сказал: «В мире сейчас сложная ситуация. А в такие периоды нужно внимательнее относиться к себе и другим. Мне кажется, что человеческое сознание имеет две формы – жизнь как монолог и жизнь как диалог. И я считаю, что мы должны стремиться к внимательному и уважительному диалогу». Я бы сказала, что наш проект – прекрасное тому подтверждение…