«ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО ХОРОШО…»

Источник – МИА МИР от 3 октября 2019 года
Текст – Варвара Гамова, Дарья Синицына

1 октября в Петербурге завершился фестиваль, посвященный 25-летию актерско-режиссерской мастерской н.а. России Семена Спивака: в программу показов входили не только постановки режиссеров, окончивших мастерскую, но и некогда учебные, дипломные спектакли, давно вошедшие в репертуар Молодежного театра на Фонтанке.
Постановки, созданные режиссерами-учениками мастера, были показаны в театре «На Литейном», Камерном театре Малыщицкого, театрах «Комедианты» и «За Черной речкой». Начался фестиваль со знаменитого спектакля «Крики из Одессы» (по пьесе «Закат» Исаака Бабеля). В далеком 1998 году, этот спектакль был поставлен как дипломный для первого выпуска мастерской. Постановка «росла», менялась и спустя 20 лет стала знаковой для Молодежного театра на Фонтанке. О нем пишут будущие театроведы, студенты РГИСИ.
Варвара Гамова:
Главный герой Мендель Крик (Роман Агеев) на закате лет не готов мириться с тем, что жизнь неизбежно подходит к концу, а счастья все нет. Он держит в страхе семью, не соглашается дать приданого дочери, не упускает возможности покутить и промотать пару десятков рублей в трактире, получая все удовольствия, которые ему там могут предложить. Мендель встречает молодую девушку Марусю (Юлия Шубарева), с которой намеревается бежать в Бессарабию. Готовый бросить жену и детей, Мендель Крик в шаге от продажи прибыльного хозяйства за бесценок, но неожиданно в его дела вмешиваются сыновья, и история приобретает новый виток...
Режиссер переносит нас в Одессу 1913 года. На сцене ̶ массивная двухэтажная декорация, где первый этаж – интерьер дома семьи Криков, а второй – «большая дорога», на которой появляются прохожие, наблюдающие за жизнью героев. Спектакль начинается с протяжной печальной песни, пронизанной душевной тоской. Но уже следующая сцена – динамичная, насыщенная, пестрящая искрометным национальным юмором и яркими танцами. Режиссер Семен Спивак часто совмещает контрастирующие эпизоды в одной сцене, расставляя необходимые, особые акценты.
«Крики из Одессы» – это не только история поколений одной семьи или история стареющего мужчины, вступающего в связь с девушкой почти втрое младше себя. Тема спектакля – проблема внутренней борьбы человека с самим собой и его борьбы с окружающими людьми и миром. Не случайно в названии «Крики из Одессы» есть игра слов: это история семьи по фамилии Крик и одновременно это крики героев, которые, увы, никому не слышны. Из плоскости локальной драмы одного человека режиссер переводит историю в драму всеобщую, глобальную. Герои спектакля смеются, поют и танцуют, но все это через боль, через слезы – пир во время чумы. И уже не так смешны шутки, которые отпускает старый раввин, а танцы Менделя Крика уже не танцы, а, скорее, агония. Ни у одного героя нет цельного платья – рубашки, штаны, юбки словно собраны из лоскутов, отдельных частей целого. Таковы и герои, утратившие свою цельность. Старший сын Беня (Алексей Одинг) берет дела семьи в свои руки, и Мендель Крик в ослепительно белых одеждах, тратит последние силы, тщетно бьется в закрытые ворота дома, пока обессиленный не падает на пол. Но не повторится ли в сыне когда-нибудь судьба его отца?..
Дав денег на приданое сестре и устроив для нее пышную свадьбу, Беня зовет к столу и отца – все еще хозяина дома! И ставший внешне смиренным, смотрящий перед собой Мендель Крик выходит под руку со своей женой Нехамой (Регина Щукина). Вместо его недавнего молодцеватого прищура - только потерянный, мертвый взгляд. Слуга Никифор, который души не чаял в своем хозяине, скажет: «Какой человек Мендель Крик!.. Был…». Подняв бокал, этот, уже условный хозяин дома произнесет: «В моем доме…Пусть будет праздник». И вновь все пустятся в пляс ̶ и гости, и дети, и сам Мендель Крик. Пустятся лишь с одним желанием, одной мечтой – чтобы все было хорошо.
Дарья Синицына:
«Крики из Одессы» ̶ это музыкальная притча, где людей настигают острые сюжетные перипетии. Режиссер Семен Спивак через актеров «вытанцовывает», «выпевает» и «выговаривает» тему любви к семье, к земле, к народу. В каждом персонаже спектакля чувствуется боль и тоска по чему-то несбывшемуся, по жизни, которая утекает сквозь пальцы, уходит в закат. Главный герой, Мендель в исполнении Романа Агеева переживает самый главный и последний перелом в своей жизни, сливающейся с движением спектакля, с дыханием зрителя. Вот герой возвышается надо всем своим семейством за круглым столом, срывает скатерть на деревянный пол. Ему мало места в семье, во дворе, внутри собственного тела. Он будет мучиться этим томлением до конца действия. И уже во второй части спектакля сядет у ворот своего дома, словно умирающий, умоляя старшего сына, Беню (Алексей Одинг): «Пусти меня со двора, пусти…». Словно умоляя самого бога отпустить его. Тема бога, тема бессилия и «заката» жизни (как целой эпохи) будет пробиваться в образе каждого героя постановки.
Нехама (Регина Щукина) упадет в ноги бунтующему мужу, но не сломается перед ним. Через причитания, смех, песни, мольбы и молитвы придет она к смирению перед жизнью. «Вдумайся, какая драма – человек не слышит течения природы и пытается закат своей жизни превратить в рассвет. А все, что ему нужно, - понять и смириться…». Но кто захочет смиряться? Все борются, пытаясь освободиться от самих себя. Так, Двойра (Анна Геллер) бежит из дома под венец к Боярскому (Роман Нечаев), чтобы почувствовать рассвет своей жизни. А Лешка, младший сын (Александр Куликов), мечется между матерью и отцом, между старшим братом и отцом, не зная, куда себя деть и кого надо защищать.
Драма героев подчеркивается звуками кастаньет и флейты, еврейскими, русскими и украинскими песнями-молитвами о солнце и хорошей жизни, о которой говорят герои из раза в раз, поднимая свои бокалы за большим столом. Спектакль звучит будто струна, натянутая очень-очень сильно. Она дребезжит, вибрирует, визжит и волнует тела, голоса, взгляды. Она вроде и зовет в пляс, но от нее хочется бежать и больше никогда не слышать. Она догоняет и опрокидывает навзничь каждого. Декорации домашнего быта заковывают героев в пространство двора, откуда нет выхода, есть только танец-разговор, танец-крик всех людей земли о лучшей доле, о Боге, о счастье, о рассвете. Кто же не хочет счастья? Но разве кто-то по-настоящему понимает, что это такое?..
Ближайший спектакль «Крики из Одессы» состоится 16 октября.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо