Источник – арт-журнал «Около», 6 ноября 2018 года
Текст – Любовь МАРЬИНА
27 и 28 октября в Молодежном театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро.
Пьесы Нигро сегодня идут в нескольких российских городах. Однако Молодежный театр на Фонтанке первым в Петербурге решился поставить «Звериные истории». Режиссером-постановщиком выступил Семен Спивак. Спектакль состоит из 10 эпизодов, каждый из которых рассказывает о жизни зверей, как хорошо знакомых нам – кошках, попугаях, так и довольно экзотических – утконосах, леммингах и др.
Несмотря на то, что повествование в спектакле ведется от лица зверей, вы не встретите здесь ни одного костюма животного, и это неслучайно: автор пьесы против их использования, он считает, что жизнь зверей должна быть передана через актерскую игру. И нельзя не отметить, что все актеры прекрасно справляются с этой задачей. Кстати, в спектакле занято два состава актеров. Почему это так важно? Дело в том, что некоторые истории находят разное воплощение. Неизменным остается одно – поиск зверушками своего «я» и своего места в жизни.
Возьмем, к примеру, индюшек с их историей ожидания кукурузных початков. Боб (Ярослав Соколов) и Джордж (Константин Дунаевский) с нетерпением ждут, когда им принесут их любимое лакомство. Вот только чем дальше, тем больше становится понятно, что любимого блюда у них нет, да и жизнь их ограничивается лишь каждодневным ожиданием оглашения «меню». И вдруг появляется «индюшка с мечтой» Пенни (Алиса Варова), которая хочет показать и доказать, что жизнь предоставляет множество возможностей.
Вообще, тема «не такой, как все» показана в спектакле ярко и с различных сторон. Утконос размышляет о внешнем отличии от других. При этом герой Андрея Шимко – глубоко несчастный, трагичный персонаж, который едва не плачет, говоря о том, что «быть не таким, как все – это ужасно» и что самый страшный день для него – это день, когда он исчезнет и превратится в ничто. А утконос Ивана Мартынова – ироничный и саркастичный. С какой самоиронией он размышляет о том, например, кто отложит яйца в случае, если найдется такой же, как он! И даже попытка примкнуть к очередной толпе животных – это отчаянное стремление сродни последнему шансу у утконоса Андрея Шимко и очередной повод с ехидцей отметить, что жизнь, выкидывая порой фортеля, отыгралась именно на нем, для героя Ивана Мартынова.
Если в «Утконосе» не такой, как все хочет слиться с толпой, то в «Теории нитки» и «Диалоге леммингов» не такие, как все, напротив, стремятся выделиться из нее. Лемминг Эм (Сергей Барабаш, Егор Кутенков) пытается воззвать к здравому смыслу собратьев, объясняя, что впереди их ждет опасность, однако стадное чувство не так-то просто разрушить в одиночку. Кошка Мэгги в «Теории нитки» не хочет, чтобы ею манипулировали и отказывается всю жизнь гоняться за ниткой. Пути решения проблемы предлагаются разные. Мэгги Марины Ординой – меланхоличная и депрессивная, потому она решает свести счеты с жизнью, чтобы не идти на поводу «у руки»; Мэгги Анастасии Тюниной, напротив, энергичная и эксцентричная кошечка, потому она решает бойкотировать заведенный порядок.
Особняком в спектакле стоят психические проблемы. Сурок (Александр Андреев), являясь не таким, как все, не знает, как к этому относиться. Порой ему кажется, что все хорошо, но стоит лишь препарату закончить оказывать свое действие, на поверхность выходят самые страшные кошмары…
Рука об руку с проблемой «не такой, как все» шагает вопрос «такой, как все». В «Мышеловке» Мышь (Анастасия Тюнина, Эмилия Спивак), считая себя самой умной, не может устоять перед соблазном и, как и все до нее, идет на плаху, догадываясь, что ее ждет. Коровы (Ксения Ирхина, Алиса Варова, Юлия Шубарева, Людмила Пастернак), напротив, умом не блещут, потому смерть встречают при полном параде, думая, что оказались на вечеринке. Бурундуки (Сергей Малахов) и бабуины (Петр Журавлев) верой и правдой служат своим Богам, выполняя их волю и заглушая свои собственные мысли и желания.
О семейной жизни в спектакле размышляют попугаи. Неслучайно рассказчиками выбраны именно они, ведь мы помним о попугаях-неразлучниках. Так как семьи бывают разные, то и прочтение эпизода «Попугаи» предлагается различное: Ричи и Пегги Алексея Одинга и Юлии Шубаревой соответственно – образец семьи, где жена работает с утра до ночи, тягает тяжелые сумки, а муж только и знает, что приговаривает, как она его достала. В то же время Ричи и Пегги Сергея Яценюка и Ирины Полянской олицетворяют собой мягкого мужа, с легкой грустью размышляющего о семейной жизни, и летающую в облаках, беззаботную жену, которая не видит дальше собственного носа. И хотя типы отношений – разные, итог у них один – супруги, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга…
Декорации к «Звериным историям» представляют собой прибрежную зону со всем необходимым: песок, раздевалки, кафе и даже площадка для игры в пляжный волейбол. Пляж опустел с окончанием купального сезона, и теперь есть возможность расслабиться и подумать о жизни. Пространство сцены заполнено таким образом, что в ходе спектакля нет необходимости передвигать декорации, выносить их на сцену и уносить с нее. Таким образом, зритель не отвлекается на посторонние действия и имеет возможность полностью погрузиться в жизнь братьев наших меньших.
Спектакль анонсирован как трагикомедия. Каждая из историй, рассказанных зверями, содержит в себе комичные реплики, диалоги, движения и мимику персонажей. Однако намного больше в этих историях трагедии. Трагедии не отдельно взятого зверька, а всего нашего человеческого общества, показанного через призму жизни животных. Тяжело жить, когда ты – часть серой массы и готов бездумно, как любят говорить наши родители, прыгнуть с крыши пятого этажа вслед за Сашей, Ваней, Сережей и т.д. Однако не менее тяжело жить, когда ты не похож на других. Причем эта непохожесть касается всего: и внешности, и ума, и образа мышления, и идеалов.