Газета "Труд" от 11 ноября 2016. Беседовала Людмила БЕЗРУКОВА
У замечательной артистки Зои Буряк, известной по таким фильмам как «Холодное лето 53-го», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и многим другим, юбилей – 6 ноября ей исполнилось 50 лет.
Свой возраст Зоя Юрьевна не скрывает, из юбилейной даты секрета не делает, полагая, что, во-первых, в эпоху интернета это и невозможно, а, во-вторых, дата-то красивая! Не каждому удается подойти к ней с таким багажом ролей и такой жаждой творчества, как у неё.
«Заболела» сценой Зоя в детстве. Но по настоянию родителей поначалу поступила в педагогическое училище. Настаивали на этом родители не только потому, что профессия учительницы, как они считали, надежнее. Главное, убеждали дочь, артисткой надо быть хорошей. Или не быть ею вообще.
В канун юбилея корреспондент «Труда» встретилась с Зоей Буряк в её гримерке в Молодежном театре, что на набережной Фонтанки в Петербурге.
- Зоя, когда в юности вы решили стать актрисой, в какой роли себя видели, о какой мечтали?
- Я с детства любила книги. Читая, часто «домысливала» судьбу той или иной полюбившейся мне героини. Очень нравилась Золушка, много лет мечтала её сыграть. До сих пор помню, как рыдала над «Собором парижской Богоматери» Виктора Гюго. Долго после этого романа видела себя Эсмеральдой. Но со временем поняла, не моя это, к сожалению, роль.
- А как понять: «моя - не моя» роль, особенно если очень хочется её получить?
- Для меня важна судьба героини. И то, как меняется (или не меняется) её характер в зависимости от обстоятельств. У Дездемоны, например, не вижу никаких изменений. Она как жила, так и умерла влюбленной красоткой, не обремененной мыслительным процессом, остающейся в неведении о кипящих вокруг неё и её мужа Отелло страстей. А Эсмеральда веселая, свободолюбивая, гордая. Постоянно «работает над собой», противопоставляя искушениям подлинные ценности, которые стоят того, чтобы положить за них жизнь.
- Вы ведь тоже свободолюбивая, не побоялись в студенческие годы уйти от самого Льва Додина, уже тогда, в 1980-е – известного на всю страну мастера. Не жалели потом об этом?
- Ни разу не пожалела! Одна из причин, почему я ушла от Льва Абрамовича - он не отпускал меня на съемки в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», в котором мне, тогда двадцатилетней, предложили одну из главных женских ролей – Шуры, дочери немой в исполнении Нины Усатовой. Сказал, что «пока вы студентка моего курса, это невозможно!». Я тут же парировала: «Тогда давайте не буду больше вашей студенткой!» Он явно не ожидал такого поворота, стал меня уговаривать: мол, не торопитесь и т.п. Но я уже решила. Потому что как раз неудовлетворенность тем, как Додин вел наш курс в питерском театральном институте, и стала главной причиной моего ухода от него. Слишком много было у него табу: не ходить на «чужие» спектакли, то есть, на те, что ставит не он сам, на личное пространство. Если, не дай бог, кто-то отделялся от коллектива по какой-то причине, он тут же становился предателем и т.п. С утра и до позднего вечера мы пребывали в институтской аудитории, в основном слушая, иногда выполняя какие-то задания, не очень понятные. Когда после окончания съемок в «Холодном лете…» я вернулась в институт, то перевелась на курс к преподавателям Александру Куницыну и Галине Барышевой. И это стало для меня настоящей удачей и счастьем. Они учили синтетическому искусству. Не известно ведь загодя, как сложится судьба артиста. При этом никакого давления. Мы учились читать, петь, танцевать. Многих моих однокурсников вы наверняка знаете именно потому, что они очень хорошо делают всё это. Среди них – Евгений Дятлов, Олег Погудин…
- Вы родились в Красноярске, выросли в Одессе, учились на берегах Невы. Почему не в Москве, где большой выбор творческих вузов?
- У меня мама родом из здешних, северо-западного региона мест. А в Одессе мы оказались в свое время благодаря отцу-украинцу. Актерской профессией я заболела ещё в школе. Занималась в студии. Бегала с подружками на киностудию, в надежде сняться в каком-нибудь фильме, пусть даже в массовке.
- И добегались, получив в 18 лет роль в кинокартине «Подвиг Одессы».
- Очень небольшую роль, но до сих пор вспоминаю об этой самой первой своей работе перед камерой с удовольствием и благодарностью. Какие замечательные актеры снимались в этом фильме: Наталья Гундарева, Борислав Брондуков, Всеволод Шиловский, Игорь Скляр, Наталья Крачковская. Уроки мастерства были каждый день и час!
- На вашем счету роли, в том числе главные, в более сотни фильмов – широкоформатных и телевизионных. А помнят вас в основном по «Холодному лету…». Не обидно?
- Никогда об этом не думала. Я действительно много снималась и снимаюсь. В непростые 1990-е делала это зачастую бесплатно, лишь бы не сидеть без дела. Для актера, считаю, простои в работе пагубны. А тогда и в театре практически не было ролей, сказывался дефицит финансирования. Я даже пару раз согласилась играть в премьерах «не своего» Театра имени Комиссаржевской. После чего меня настойчиво приглашали туда в труппу. Но уйти от Семена Спивака, возглавляющего Молодежный театр для меня невозможно! Работаю с Семеном Яковлевичем со времен окончания института, с 1990-го года. Он удивительный режиссер. Очень хорошо чувствует актрис, понимает их. Это дорогого стоит.
- Многие ваши коллеги отзываются о вас, как о человеке веселом, добром. Да это видно, что называется, невооруженным глазом. Не тяжело быть доброй в наше-то непростое время?
- Мне нет. Такой характер. Это не значит, что я никогда не сержусь. Но стараюсь себя сдерживать.
- А ваши роли влияют на вас?
- Конечно. Сама роль обычно немного выше тебя самого. Надо тянуться за ней и к ней, чтобы понять, почему мои героини поступают так или иначе.
- Даже отрицательные?
- Да. В театре я играю роль ключницы Варвары в сказке «Иван-царевич». Ужасная женщина. Она подменила царского ребенка на своего, чтобы он стал царевичем.
- Ну, так это же сказка…
- В сказке, наоборот, острее нужно играть. Чтобы зритель наверняка поверил. Если я буду плохо играть плохого персонажа, мне самой будет неприятно. Так вот, зачем Варвара пошла на подмену? Хотела, чтобы её ребенок был счастлив. Так я оправдывала её поступок. Ещё играла мать-кукушку в фильме «Дом у большой реки». Моя героиня бегает там от мужчины к мужчине, при этом родила детей от разных мужей. Я оправдывала так: ищет своего принца. Сейчас репетирую в театре «Прошлым летом в Чулимске». Моя героиня Анна Васильевна прижила ребенка, пока муж воевал. А тут муж вернулся с фронта. И сын стал мешать. Чем не Гертруда?..
- Что бы вы хотели изменить в своей актерской судьбе?
- У меня сейчас переходный возраст. Пора заканчивать с ролями девушек. Наступает период, когда хочется более взрослых, зрелых ролей.
- Какие это могли бы быть роли для примера?
- Более созидательные. И более разнообразные. Люблю комедии. Но чтобы их снимать или ставить, у режиссера должно быть очень хорошее чувство юмора, что случается, к сожалению, не всегда. И драматические роли мне интересны. В общем, жду предложений!