Вечная весна

Источник: «Петербургский театрал» | №6 (46) ноябрь 2023
Текст: Светлана Рухля

Спектакль «Прощание в июне» актерско-режиссерского курса Семена Спивака в Российском государственном институте сценических искусств о весне жизни.


Есть двери, которые закрываются навсегда: многое можно испытать вновь, но уже никогда впервые. Постановка не опровергает известных истин, но эпиграфом к ней могут стать строки Николая Добронравова о юности, которая бессмертна. А ведь она действительно бессмертна!

Если охарактеризовать спектакль одним словом, это слово будет вспышка. Яркое, бушующее, стремительное действо претендует не на осмысление, а на ощущение, ту степень прочувствованности, включенности, что опрокидывает в прошлое, в буквальном смысле, вырывая из настоящего. Как и герои Вампилова, студенты Спивака полны надежд, азарта, жажды свершений, благодаря чему происходит полное слияние образов и исполнителей. И, судя по результату, мастер, он же режиссер спектакля, намеренно не обременял своих воспитанников излишними задачами, что позволило им существовать на площадке предельно свободно и естественно.

В переплетении сюжетных линий, бурном цветистом потоке музыки и пластики звучит что-то подлинное, сокровенное. И жизнь бьет ключом. Звенит срывающимися от волнения голосами. Взмывает вверх лебяжьими девичьми руками, искрится мгновенно высыхающими случайными слезами, серебрится колокольчиком-смехом и шествует горделиво нерасчетливым юношеским максимализмом.

Хотя насладиться беспечностью, удается не всем. Оказавшись перед лицом жестокого выбора – любовь или карьера, грезящий о науке студент Колесов (Федор Фролов) разбивает вдребезги не только собственные чувства, но и ранимое сердце трогательной Тани (Александра Прохорова). Внутренняя борьба Колесова остается «за кадром», зримо только действие, выразившееся сначала в отказе от дочки ректора, потом от диплома. Но эта мнимая немотивированность как нельзя лучше иллюстрирует быстроту принятия решений, свойственную очень молодым людям.

Образ Тани контрастирует с образом Колесова. Узнав правду, она лишается дара речи, застывает, не в состоянии постигнуть простую в сущности дилемму: карьера или чувства. Житейская изнанка открывается перед Таней во всей своей неприглядности, но оглушив, заставляет собраться. Стекленея глазами, выталкивая воздухом слова, девушка чеканит: «На свете нет ничего такого, что могло бы тебе помешать… Все будет по-твоему… Все будет у тебя… Без меня». Студентка Саша Прохорова соединяет в героине две ипостаси – беспечной, безраздельно отдающейся чувству Джульетты и обманутой женской души. И эта обойденная счастьем душа предстает в обнажившейся горести, пронзительной и пронзающей. Столь точная работа актрисы, делающей первые шаги на профессиональной сцене, свидетельствует о ее несомненном даре.

Золотуев (Матвей Черников) и Репникова (Ксения Федотова) олицетворяют в спектакле несостоявшиеся жизни, ведь юны когда-то были и они. Роль надломленного одинокого человека, настойчиво пытающегося выстраивать жизнь по изначально неверным лекалам – творческая удача Черникова. Душевная бесприютность, «взьерошенность» делают его героя нестерпимо жалким, потерянным. Та же безысходность читается и в образе красивой и несчастливой жены ректора и матери Тани, положившей жизнь на алтарь неслучившегося семейного благополучия.

Пластическое решение спектакля демонстрирует отличную музыкальную и хореографическую подготовку выпускного курса (педагог по сцендвижению Игорь Качаев) и добавляет новой театральной версии хрестоматийной пьесы свежести и органики. Хочется верить, что после прощания в июне 2024 года с alma mater, новоявленные артисты не растратят той всепобеждающей энергии, что явили в дипломном спектакле.
Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт.
Хорошо