Источник – «Инфоскоп», июнь 2017
Текст – Мария КИНГИСЕПП
Молодежный театр на Фонтанке обратился к творчеству Александра Вампилова, автора «Старшего сына» и «Утиной охоты», выпустив премьеру спектакля «Прошлым летом в Чулимске» по одноименной пьесе советского драматурга.
Поначалу кажется странным, что постановщики Семен Спивак и Лариса Шуринова решили в событиях и героях далекого прошлого совсем уже другой страны (по идеалам которых, впрочем,население все чаще ностальгирует) найти что-то созвучное сегодняшнему дню. Первое действие спектакля течет размеренно и неспешно, строго по тексту, в нарочито житейских реалиях, максимально приближенных к унылому быту таежного поселка, описанному Вампиловым почти полвека назад.
В истории фигурируют самые обыкновенные граждане всех возрастов. Вчерашняя школьница Валентина (студентка РГИСИ, ученица Спивака Дарья Вершинина), чистое и светлое существо, истово верит в добро и справедливость и пребывает в состоянии платонической влюбленности в прожженного следователя Шаманова (Артур Литвинов), потерявшего место потеплее благодаря не в меру упертому характеру. Герой ее романа хоть и староват для принца, но привлекательнее женихов-односельчан.
Дергачева, израненного физически и душевно фронтовика, задиристо и хлестко играет Андрей Шимко. Милейшую буфетчицу, не дождавшуюся его после войны, нежной пастелью рисует Зоя Буряк. Константин Воробьев трогательно кроток в образе эвенка, что всю жизнь был проводником у геологов, а под старость по легкомыслию остался без заслуженной пенсии, не сумев собрать документы.
Каждый из героев по-своему наивен и простодушен. Каждый ошибся однажды — и с упорством, достойным лучшего применения, продолжает ошибаться на каждом шагу. Рассказ о нехитрых событиях и перипетиях (любовные геометрические фигуры, социальные и личные драмы, морально-этические проблемы) незаметно, штрихами, превращается в притчу о том, что люди могут опрометчиво, собственными руками, превратить свою жизнь в непоправимый кошмар. Именно притчевость и высокий градус внутренних переживаний, разбавленные иногда сатирическими репликами (вроде «Если у человека есть деньги, значит, он не смешной — нищие нынче из моды вышли»), оказываются актуальны и на данном витке нашей истории.
Режиссеры спектакля постепенно, сцена за сценой, подмешивают персонажам дозу удушливой чеховской тоски, а во втором акте выводят их чуть ли не на шекспировский накал страстей. Выбери они трагический вариант финала (у Вампилова их два — самоубийство главной героини или ее почти христианское смирение), спектакль бы вызвал очищающие слезы у изначально лирически настроенного доброго зрителя Молодежки. Однако здесь каждый в итоге остался при своем, сгорбился, скукожился — и замер с погасшим взором. Последней сломалась бедная Валентина: сдалась, примирившись с действительностью. И эти упущенные возможности, так и не найденные правильные решения, череда бесчисленных и тщетных попыток обмануть судьбу, всеобщая безысходность и обреченность, выстроенные в практически гоголевскую немую сцену, воздействуют куда сильнее.